Недавно в родном отечестве опять случился переполох в мовно-языковом вопросе. В результате глубокого научного исследования целой Академии наук выяснилось, что вся эта истеричная украинизация образования, вокруг которой было столько политиканства, что называется, «пошла лесом». В том смысле, что на значительной части Украины школьники и педагоги говорят по-украински только во время уроков, но, едва выйдя на перемену, сразу переходят на русский.
Этой «страшной болезни» даже придумали наукообразное название — «диглоссия», что означает использование разных языков в разных условиях. О как!
Так называемые ученые даже придумали рецепт излечения от этой болезни: категорически запретить учителям разговаривать с учениками и родителями по-русски.
«Да, именно так, Карл!»
С таким рецептом выступила старший научный сотрудник Академии наук, кандидат филологии Оксана Данилевская с целью обеспечения так называемой языковой устойчивости. Это еще один наукообразный термин, которым прикрывается невежество так называемых ученых и попытка выдавить русский язык, из каковой ничего не выйдет.
Но больше всего прикалывает, что, по глубочайшему мнению таких «видатних науковців», запрет учителям разговаривать по-русски с учениками и родителями искоренит русский язык и приведет к тому, что все заговорят по-украински. Возникают, скажем так, вопросы об адекватности «ученых», выступающих с подобными «научно проработанными» предложениями. Учителей, как одну из наиболее зависимых профессиональных категорий народонаселения, заставить говорить исключительно по-украински, скорее всего, удастся. Но в быту русскоговорящие учителя, школьники и родители будут не просто говорить по-русски, но еще больше возненавидят все, что связано с такой украинизацией. Если ставится именно такая задача, то указанные выше предлагаемые меры представляются весьма действенными.
Языковой вопрос в указанном ракурсе обострился не на ровном месте в связи исследованием, о результатах которого сообщила упомянутая старший научный сотрудник Института украинского языка Оксана Данилевская в ходе проведения Национального круглого стола «Мова» 19 октября.
По словам Данилевской, в 1991 году на украинском языке обучались 47% учеников. От себя отметим: примерно так оно и было, и это вполне соответствует реальному двуязычию в Украине в соотношении 50 на 50, которое, несмотря на 30-летнюю политику украинизации, сохраняется до сих пор, даже с учетом «отпадения» Крыма и Донбасса.
И если некоторым «патриотам» не нравится такая «неправильная» Украина, они могут найти себе другую. Например, на клубничных полях Польши или на обслуживании престарелых в Италии... А реальная Украина такова, какова она есть, и не изменится, даже если «патриоты» из штанов повыскакивают.
Более того, реальное двуязычие Украины — совершенно нормальная, даже положительная ситуация. В качестве примера приведём страну Ирландию, столетиями боровшуюся против владычества соседней Британии. Ирландские террористы начала ХХ века, «кошмарили» Соединенное Королевство так, что наши бандеровцы, мельниковцы, петлюровцы, бульбовцы, вместе взятые, просто отдыхают. В современной Ирландской Республике, ставшей реально независимой только после Второй мировой войны, на исконном для ирландских кельтов гэльском языке в быту разговаривает, по разным оценкам, от 1,5 до 4 процентов народонаселения. Остальные говорят по-английски, хотя их английский является достаточно своеобразным, кстати, как и русский язык в Украине, который существенно разнится от русского в Москве или на Урале и в Сибири. Но попробуйте назвать англоговорящего ирландца англичанином, и выяснится, что с национализмом на Зеленом острове дела обстоят куда серьезнее, чем во Львове возле какой-нибудь придурочной «криївки».
Все это к тому, что визг по поводу русского языка, как «мови агресора та запроданців Москви», есть дискриминация по языковому признаку и раскол страны, и не более того.
В конце концов, есть Конституция Украины, которая в статье 10 устанавливает следующее:
«Государственным языком в Украине является украинский язык.
Государство обеспечивает всестороннее развитие и функционирование украинского языка во всех сферах общественной жизни на всей территории Украины.
В Украине гарантируется свободное развитие, использование и защита русского, других языков национальных меньшинств Украины.
Государство содействует изучению языков международного общения.
Использование языков в Украине гарантируется Конституцией Украины и определяется законом».
Никто из русскоязычных граждан не возражает против государственного статуса украинского языка. Но будьте добры выполнять остальные нормы этой статьи в части свободного развития.
Правда, здесь следует сделать оговорку на то, что, в отличие от болгарского, польского, венгерского и других языков, которые действительно являются в Украине языками меньшинств, русский язык таковым не является хотя бы по причине многочисленности русскоязычных, количество которых, опять повторим для особо непонятливых «патриотов», составляет около половины населения.
Кроме того, в который раз придется повторить следующее.
Украина также является родиной русского языка и культуры, и Украина, не менее Москвы, имеет права на русскоязычный культурный пласт, потому что значительная часть русскоязычной культуры создавалась в Украине или выходцами из Украины, равно как Украина принимала непосредственное активнейшее участие в формировании русской словесности. И вместо отказа от всего русского (не российского, а русского!), как предлагают наши хуторян-патриоты, Украина должна, наоборот, предъявить свои права если не «на все русское», то на значительную часть оного.
Но имеет место обратная картина. По словам вышеупомянутой Оксаны Данилевской, 90% учеников учатся на украинском. Это при реальном двуязычии и под болтовню о правах человека и прочей демократии!
Ну ладно. Допустим. В конце концов, украинский язык является государственным...
Но подобные ученые-активисты-общественники предлагают запретить и во внеурочное время разговаривать на другом языке, кроме украинского. Допустим, учителей «нагнут», поскольку они, повторим, являются одной из наиболее зависимых, даже сервильной категорией народонаселения.
А ученики и их родители? С какого перепугу они должны выполнять совершенно идиотские, да еще и антиконституционные придумки разного рода «патриотов»?
Допустим, оголтелый состав парламента даже примет какой-нибудь «закон» соответствующего содержания. Ведь если приняли нынешний закон об образовании, который фактически вышвырнул русский язык из школ, то смогут протащить еще какую-нибудь «шнягу», запрещающую разговаривать по-русски, например, в школе и в радиусе полукилометра от нее. Правда, действующий закон об образовании в части русского языка грубо нарушает не только Конституцию, но и международные нормы, к которым присоединилась Украина. Собственно, нарушается и европейская практика: попробовала бы, условно говоря, фламандская часть Бельгии запретить франкофонам говорить на языке Оноре де Бальзака и Альбера Камю!
Но это так называемые законы. А изменить Конституцию, чтобы выбросить оттуда упоминание о русском языке, «патриотам» не удастся по причине сложной процедуры, а также из-за того, что требуемые 300 голосов при втором голосовании собрать едва ли удастся. Если бы у нас был нормальный Конституционный Суд, то закон об образовании в части русского языка и прочие «мовные законы» были бы отменены на раз-два, как несоответствующие нормальным нормам цивилизованных стран в области прав человека.
Но дело не только в формальной законности в условиях, когда наш парламентский «гадючник» может принять любую бздуру. Лет этак 250 назад небезызвестный Жан-Жак Руссо высказывался в том смысле, что закон тогда лишь является таковым, когда он является справедливым.
Так что советовали бы «патриотам» не шибко размахивать понапринятым ими нормотворческим хламом, ибо в государстве Адольфа Гитлера тоже были «законы», которые потом окончились Нюрнбергским трибуналом.
И вообще, не вдаваясь в подробности глубинной психологии, отметим, что язык — это архетип, имеющий, в значительной мере, бессознательные содержания, это своего рода коллективный психологический комплекс, сиречь аффективно-нагруженное содержание психики, опять-таки, преимущественно бессознательное. Попытка переломить эти энергетически очень мощные содержания, да еще у половины народонаселения страны не могут привести ни к чему хорошему, что нынешняя ситуация и подтверждает.
Поэтому перестаньте валять дурака! Ничего с выдавливанием русского языка не получится, ибо природу не обманешь. И не надо, следуя известному афоризму, «негодяйство» прикрывать патриотизмом...