30 января на наши экраны выходит военная драма «1917». На полке у её создателей уже стоят «Золотые глобусы» за лучший драматический фильм года и режиссуру. Критики причисляют ленту к лучшим фильмам о войне. А на церемонии вручения «Оскаров», которая состоится 9 февраля, эта картина — один из главных фаворитов. И это только начало длинного списка достоинств очередного шедевра от режиссёра Сэма Мендеса.
Действие ленты разворачивается весной 1917 года и рассказывает о двух солдатах британской армии Блейке и Скофилде. Они получают приказ от генерала доставить на другой край фронта сообщение об отмене нападения. Если главные герои не справятся с задачей, то в засаду попадут 1600 британских солдат. Чтобы добраться до адресата, Блейку и Скофилду приходится пройти через линию фронта и зайти в тыл врага. И буквально на каждом отрезке пути парней ожидает опасность.
Первое, чем этот фильм подкупает глаз искушённого зрителя — иллюзия, словно весь он снят одним дублем. Подобный приём использовался в ещё одном оскаровском шедевре — «Бёрдмен» (2014). Как и в упомянутой ленте, здесь мастерски завуалированы все монтажные склейки между эпизодами. По словам режиссёра Сэма Мендеса, вся лента собрана из кусков продолжительностью больше восьми минут. Но рассмотреть стыки между ними невозможно.
Беспрерывный двухчасовой поток событий сгущает напряжённое состояние главных героев, у которых буквально каждая секунда на счету. Этот приём подчёркивает, что действие в ленте настолько интенсивно, что у зрителя нет времени даже моргнуть.
«1917» стал возвращением Сэма Мендеса на широкие экраны после пятилетнего молчания. Предыдущей его работой был фильм о приключениях Джеймса Бонда «007: Спектр». А до этого он выпустил «007: Координаты «Скайфолл» — одну из наиболее успешных частей франшизы о британском спецагенте. Оба этих фильма о Бонде отличались от своих предшественников особым чувством стиля. Невероятный экшен в них гармонично сплетался с элегантно выстроенными кадрами. А стремительные погони становились ещё более захватывающими благодаря эффектной игре с цветами. Это же можно сказать и о новой работе Мендеса «1917».
Этот фильм переполнен жестокостью и страданиями. Однако даже в такой атмосфере тотального страха Мендес находит место красоте. Так, через ленту проходит образ цветущих вишнёвых деревьев. Их лепестки очаровывают зрителя, сказочно разлетаясь по экрану. Но вместе с тем в этом красивом образе кроется пугающий намёк: этот цвет молодых деревьев срывается и растаптывается, так же как война уничтожает молодых людей, отправившихся на фронт.
Подобную дьявольскую красоту в фильме подчеркнул оператор Роджер Дикинс, живой классик американского кинематографа. До этого года он 14 раз номинировался на «Оскар», но получить статуэтку Американской киноакадемии ему удалось лишь раз — за постапокалиптический шедевр «Бегущий по лезвию 2049». Этот оператор славится своим мастерством в игре света и тени, которое он активно использовал в картинах Мартина Скорсезе, братьев Коэн, Дени Вильнёва, Стивена Долдри, М. Найт Шьямалана и других выдающихся режиссёров:
Фильм «1917» добавил в коллекцию Дикинса щедрую дюжину новых шедевральных кадров. Одним из самых захватывающих в этом плане стал эпизод, в котором главный герой в темноте крадётся через пылающий город. Все эти горящие руины в ореолах пламени одновременно захватывают своей красотой и пугают атмосферой кромешного ужаса. Если бы ад можно было увидеть, то выглядел бы он именно так, как в этом эпизоде.
По своему основному антивоенному месседжу эта картина перекликается с шедевром ещё одного британца — Кристофера Нолана «Дюнкерк» (2017). Обе эти картины рассказывают, что выжить на войне гораздо важнее, чем одержать победу. И что каждая отдельная сбережённая человеческая жизнь имеет бОльшую ценность, чем гектары отвоёванных у врага территорий.
Это подчёркивается в сценах, когда солдаты отчаянно смотрят на пустые земли, за которые годами сражались с врагом, и понимают, что это всё не стоило стольких жертв. Но кульминацией антивоенного пафоса в фильме становится разговор главных героев, когда один из них признаётся, что обменял медаль на бутылку вина. Потому что один раз выпить и поднять себе настроение хотя бы на один вечер важнее, чем красоваться медалью на груди. Тем более когда ты на войне, то нет никакой уверенности, что доживёшь до объявления мира. Такая позиция главного героя может показаться циничной. Но жизнь человека важнее любых медалей и прочего военного пафоса.
Главная роль в картине свалилась на мужественные плечи восходящей звезды голливудского кино Джорджа Маккея. Раньше его уже можно было встретить в дауншифтингской драме «Капитан Фантастик» и фантастическом сериале по Стивену Кингу «11.22.63». В «1917» перед Маккеем отступили на эпизодические роли даже такие именитые лауреаты всяческих престижных премий, как Бенедикт Камбербэтч («Доктор Стрэндж»), Колин Ферт («Mamma mia!»), Марк Стронг («Kingsman») и другие. Пробегая через мясорубку войны, персонаж Маккея переживает широчайшую палитру эмоций. Эмоций сдержанных. Даже сдавленных. Каждое переживание отображается на лице Маккея с недомолвкой. Ведь война не место для рефлексии.
Война показана в этом фильме, как беспорядочный хаос убийств. Смерть здесь поджидает буквально каждого, вне зависимости от того, защищён ли он, вооружён ли, хватает ли у него сил и смелости, поступает ли он высокоморально или жестоко. На войне не имеет никакого значения: прав ты или нет. Ведь здесь не прав никто: ни победивший, ни проигравший, ни выживший, ни погибший. И единственное, что действительно важно сделать в таких обстоятельствах, это сохранить жизнь хотя бы одного человека. Этому и посвящён фильм «1917».