Одесский писатель Всеволод Непогодин написал и издал роман «Выльторъяс» в киевском издательстве «Каяла» в рекордные сроки — за полгода. Знаю по собственному опыту, что подобные вопросы в РФ решаются как минимум год.
Вообще выход этого текста — хороший диагноз для украинского книгоиздания, в котором наконец-то начала образовываться новая ниша альтернативной литературы, опирающаяся, в первую очередь, на отечественных авторов.
Подобное наблюдалось в РФ лет пятнадцать назад, когда на рынке появилась не только легендарная «оранжевая серия» и книги «Ультра Культуры», но и открывались небольшие издательства, в которых звучал голос улиц, издавались молодые авторы.
После кризиса 2008 года многое изменилось. Да и, к сожалению, в итоге победила жадность, и издание контркультурной литературы в РФ сегодня накрылось медным тазом. Зачем вкладывать в молодых авторов, пишущих, к тому же, очень неудобные тексты, если можно просто клепать тиражи набивших оскомину классиков — старых и новых, но ещё живых, скармливая их читателю?..
В российской литературе сегодня царит застой. Дело в журнальном бизнесе, который оккупировали, преимущественно, закостенелые графоманы, обстоит ещё хуже. Поэтому если такое издательство сегодня появляется в Киеве, это однозначно хорошо.
Роман «Выльторъяс» — как раз из неудобных книг. Первые читатели уже сравнили текст по его духу с картиной «Левиафан» Андрея Звягинцева. Как мне кажется, происходящее сегодня в РФ — это гоббсовский, капиталистический абсолютный Левиафан. Одним фильмом или книгой тут не отделаться.
Всеволод Непогодин, сам немало проживший в Тайге, описывает её с кинематографической точностью, когда любые попытки пересказать сюжет превращаются в спойлеры.
Роман «Выльторъяс» — мрачная социальная драма, впрочем, не лишённая иронии. Если, конечно, у вас ещё остались силы смеяться.
Описывается всё живо и скрупулёзно, со знанием не только людей, но и местности со всем её колоритом. Зачастую колорит начинает нещадно резать, даже раздражать. Российские авторы предпочитают о таком не писать.
Текст вышел гротескным, как и вся нынешняя российская действительность — глубоко мещанская по наполнению и напыщенно-пафосная с виду одновременно.
Происходящее напоминает какой-то гипнотический сон, в который, будто по мановению невидимого перста, вдруг впали когда-то порядочные хорошие люди. Впали так давно, что уже и сами не помнят, когда оно было иначе. Время тут будто застыло.
Роман «Выльторъяс» отлично объясняет мой тезис о том, почему эту страну нужно называть РФ, но не Россией, а таких людей — россиянами, но не русскими. Понять это сложно, но жизненно необходимо.
Автор выступает против совка. Я тоже, для меня советская власть заканчивается в 1953 году, после чего начинается совок, в который наша страна сползала постепенно и продолжает сползать.
Совок никуда не делся, он лишь приобрёл злобный рыночный оскал. Но в том совке, в отличие от совка нынешнего, у людей были социальные гарантии, народу принадлежали земля и орудия производства. И когда какой-нибудь писатель, старательно играющий в патриота, коих сегодня — не счесть, стараясь угодить литературной конъюнктуре и вообще — генеральной линии, предлагает защищать Родину, возникает вопрос: чью? Родину простых угнетённых людей или олигархов под крышей Кремля?
К сожалению, писать книги или снимать фильмы с подобной откровенностью в современной РФ очень тяжело, поэтому большинство авторов предпочитают не выёживаться и играть на псевдопатриотической или либеральной (читай — ни о чём) волне. Так проще и удобнее.
В ситуации, когда российский рынок за последние несколько лет практически выжил из себя альтернативную литературу на маргинальные задворки, почему бы подобные книги не начать писать и издавать у нас?..