Министр и ГМО

На прошлой неделе произошло достаточно интересное событие: очередной политик допустил очередной ляп в прямом эфире.

На этот раз министр культуры Украины, экс-ведущий «Евромайдана» Евгений Нищук решил поведать зрителям свое видение того, почему жители отдельных восточных регионов страны не лояльны к новой украинской власти. В эфире ток-шоу «Свобода слова» на телеканале ICTV Нищук заявил, что большевики «специально испортили генетику этих регионов».

Если дословно, то министр сказал следующее: «Там нет генетики, это сознательно завезённые города. Черкассы — славный гетманский и шевченковский край. Но сам город Черкассы наполовину завезённый. Почему? Потому что боялись шевченковского духа. Это была технология Советского Союза».

Берем паузу, выдыхаем и перевариваем.

Социальные сети тут же отреагировали на заявление Нищука. Внефракционный нардеп Борислав Береза в facebook написал, что министрам культуры не стоит говорить о генетике, квантовой физике и микрохирургии.

Экс-нардеп Елена Бондаренко написала в facebook, что заявление министра «тянет» на статью Уголовного кодекса.

Профессор Донецкого национального технического университета Владимир Белецкий в facebook посоветовал Нищуку немедленно встретиться с переселенцами с Донбасса.

Журналист Отар Довженко написал в facebook, что считает, что из-за таких дискуссий радикализируется население.

Украинский историк и публицист Василий Расевич в facebook раскритиковал министра и считает, что он повторяет «пустые фразы».

После столь бурной реакции соцсетей Нищуку не оставалось ничего иного, как искать выход из сложившегося конфуза. Для начала он заявил, что его высказывания «вырвали из контекста и неправильно поняли». Ну мы все так делаем, когда понимаем, что ляпнули что-то не то. Давайте на чистоту, ну кто из нас не говорил избитую фразу: «Да я не это имел в виду, меня не так поняли!». Мы все это говорили, и не раз. Ну а министр, что ж не человек? Министры — тоже люди, и им тоже присущ злосчастный человеческий фактор.

«Это вырвано из контекста. Я говорил о том, что нужно увеличить внимание культурного диалога и обмена в восточных областях, поскольку долгое время было искажение недофинансирования тех или иных проектов. Именно в этом русле я хотел сказать... Долгое время исторические и культурные проекты недофинансировались, в этом русле я говорил, что формируется момент духа», — оправдывался Нищук. Но оправданиями сыт не будешь, и министру пришлось даже извиняться: «Всех задело слово „генетика“. Если оно кого-то задело, я искренне извиняюсь. На самом деле у меня не было никаких желаний обидеть. Я говорил только о том, что сейчас нужно увеличить внимание к культурному диалогу и обмену», — попытался выкрутиться из ситуации Нищук.

Раздувать из этого конфуза большой конфликт или сделать вид, что ничего не произошло, политики решат из без нас. Возможно, кто-то решит попиариться на ситуации и попытается под шумок лишний раз напомнить о себе. Вопрос в другом: то, что произошло, — это что? Можно ли этот случай рассматривать как лакмусовую бумажку уровня образованности и культуры людей, которых привел к власти Майдан? Это просто ляп или показатель невежества всей нашей верхушки? Да и ляп ли это вообще? Об этом «Фраза» спросила у людей, которые уже давно не верят, что ляпы политиков — это «не так понятые» слова.

Тарас Черновил, народный депутат Украины III, IV, V и VI созывов, бывший член Партии регионов, ныне независимый политик и международный эксперт:

У нас очень разная система власти, особенно в парламенте, где был компромисс при его создании. Там в принципе невозможно по кому-то одному анализировать остальных. В тот момент, когда все делали все возможное, чтобы коалиция распалась, ее нужно было спасать и нужно понимать, что там было очень много компромиссов. Там нельзя по действиям одних анализировать кого-то другого. Там нет универсальных объяснений. По правительству и по конкретному министру невозможно судить обо всей власти. Это очень индивидуальные ситуации.

Что касается ситуации с Нищуком, то первое, что бросилось в глаза, — это заявление не в его стиле. Я специально прослушал тот материал. Там очевидно, что это элементарный ляп. Он говорил о совершенно других вещах. Это проблема людей, которые, получив конкретный вопрос, начинают рассказывать универсальные вещи. Но когда ты начинаешь говорить какие-то универсальные вещи вместо простого ответа на конкретный вопрос, нужно иметь определенный опыт элементарного ораторского искусства. Дело в том, что когда ты начинаешь залезать в дебри и путаться, такие ляпы просто неизбежны. А он залез в дебри. Он должен был просто ответить на вопрос о том, почему в тех краях существуют проблемы с украинской литературой. Он должен был ответить очень четко: «Мы там недоработали, мы 25 лет работали в Украине, чтобы была такая ситуация, а сейчас мы делаем то-то и то-то». Буквально три-четыре предложения, и был бы идеальный правильный ответ. Он же начал влезать в историю.

Суть его выступления была сведена к тому, что там была очень сложная ситуация. Там была умышленная политика советской власти искусственного переселения населения. А такая политика действительно имела место. Те вещи, о которых он говорил, они действительно были, это реальные факты. Единственный вывод, который я там увидел, — это то, что работать в такой системе и при тех методах, которые могут быть во Львове или в Киеве, там невозможно. Там нужно делать намного более сложные вещи, туда нужно завозить литературу. Он это, например, расшифровал словами: «Мы сейчас формируем их библиотечный фонд не так, как мы считаем это необходимым, а так, как предлагают их библиотеки. Там было четкое объяснение, что поскольку это совершенно иной контингент, это люди, которые отличаются от людей, живущих в других регионах, так как зачастую это были люди, привезенные из других государств, то я думаю, что он хотел сказать, что у них нет генетической памяти. Поэтому он и допустил ляп о генетике. Словосочетание «генетическая память» вызвало бы у кого-то вопросы? Нет, не вызвало бы. У человека, которого привезли с Кузбасса на Донбасс, не может быть украинской генетической памяти. Некоторые вещи, которые у нас сидят в крови, ему нужно будет объяснить. А делать это нужно очень аккуратно и ненавязчиво, потому что у этого человека не будет личной заинтересованности это делать.

Нищук просто допустил ляп. Там речь шла не о ментальности. Ему просто не хватило слов, чтобы объяснить, что там нет генетической памяти и поэтому нам необходимо применять совсем иные методы, чем в других регионах. Вот и все.

Тут выводы должны быть не политические, тут не стоит искать ксенофобию. Тут необходимо понимание того, что нашим чиновникам необходимо проходить обязательные курсы элементарной риторики. Слова чиновников оценивают очень глубоко и очень серьезно.

А поскольку на них лежит большая ответственность за сказанное, я думаю, было бы правильным обязать их даже сдавать экзамены по риторике.

Они должны освоить принцип: на конкретный вопрос должен быть конкретный ответ, а уже затем можно попытаться развить мысль. А он вместо того, чтобы ответить на конкретный вопрос, решил сначала развить мысль, запутался в собственных словах, ляпнул глупость, а потом в конце попытался все объяснить. Если бы все дослушали ту его фразу до конца, никаких вопросов к той генетике вообще не было бы. Там просто корявая фраза и не более того. Здесь дело не в политике и не в какой-то безответственности, это просто неумение самостоятельно сформулировать расширенную развернутую мысль.

Ирина Фарион, украинский политический и общественный деятель, член Всеукраинского объединения «Свобода», депутат Верховной Рады Украины 2012-2014 гг.:

Я, честно говоря, мало интересуюсь тем, что говорит Нищук, так как считаю, что он на должности министра культуры пока еще ровным счетом ничего не сделал для защиты украинского языка. А это для меня является самым главным показателем работы министра на такой должности.

Я вижу споры, которые идут в соцсетях. Если он сказал о том, что этническую структуру украинцев изменили, то я с ним полностью согласна. Этническая структура украинцев действительно была изменена. Украинцы были уничтожены голодомором, а территории заселены чужаками, а этот чужак был в основном московитом.

Сегодня мы не должны обращать внимание на этого чужака, а экспансивно распространять интерес украинца, причем всевозможными способами.

И здесь я полностью согласна с Нищуком. Но я категорически не согласна с ним в том, что он должен был перед кем-то извиняться. Должен быть просто принцип: никогда и ни перед кем. И не только потому, что не за что, а потомучто мы, украинцы, — хозяева на своей земле и никому тут ничем не обязаны. Если сегодня в Украине живут люди, которые называют себя русскоязычными, то я их спрашиваю: «А откуда вы здесь взялись? Этот язык — это что, природное явление на территории Украины? Нет! Этот язык — это средство и оружие оккупации и дальнейшей колонизации Украины. И в этом смысле я полностью согласна с министром.

Но я категорически не согласна с той чрезвычайно мягкой политикой украинизации Украины, которую проводит Министерство культуры. К большому сожалению, украинский язык сейчас в ведении именно Министерства культуры, хотя я прекрасно понимаю, что если бы он был в ведении Министерства образования, ситуация была бы еще хуже.

Мирослав Попович, советский и украинский философ, доктор философских наук, профессор, академик НАНУ:

Безусловно, в этой истории есть политическая и психологическая подоплека, но если мы говорим о генетике, то, пожалуйста, давайте это исследуем.

Нищуку просто не стоило вообще трогать этот вопрос. Он же не политик, он — честный парень и во многом он прав. А вот приходят ли вместе с генетикой какие-то национальные, этнические моменты, тот же национальный дух, это все можно объяснить только на пальцах.

Нищук банально запутался. Вопрос был непредсказуемый, и когда его задали, он должен был на него как-то реагировать. В тот момент у него не было заготовленного штампа правильного ответа. Да его и не могло быть, потому что штампы здесь только мешают. Туда действительно завозили население, в этом он прав. Ему просто не стоило углубляться в этот вопрос, вот и все.

***

Безусловно, каждый из нас может оговориться. Все мы — люди, и все мы ошибаемся. Увы, но это неизбежно, человеческий фактор отменить невозможно. Вопрос в другом: почему нашим политикам и чиновникам порой так откровенно не хватает ума и словарного запаса? Насколько образованных людей привел к власти Майдан и, наконец, может ли в принципе революция привести к власти профессионалов?

К сожалению, на эти вопросы нам сможет ответить только сама жизнь, и не знаю, как вам, а мне пока ее ответы совсем не нравятся.

P. S. В Интернете практически невозможно найти информацию о генетических корнях самого министра Нищука. Вот все, что нам удалось обнаружить на сайте «Кто есть кто»: «Место рождения: Ивано-Франковск. Мать: нет информации. Отец: нет информации. По некоторой информации — сирота»...

Тэги: скандал, Евгений Нищук, министр культуры

Комментарии

Выбор редакции
Как питаться бюджетно и правильно: советы
Как питаться бюджетно и правильно: советы
Как питаться бюджетно и правильно: советы
Как питаться бюджетно и правильно: советы
fraza.com
Все новости
Главное
Популярное
В Смоленской области вспыхнула нефтебаза
В Смоленской области вспыхнула нефтебаза
В Смоленской области вспыхнула нефтебаза
В Смоленской области вспыхнула нефтебаза
На Киевщине произошел перелив воды через дамбу
На Киевщине произошел перелив воды через дамбу
Появилось видео, как в Малайзии столкнулись два военных вертолета
Появилось видео, как в Малайзии столкнулись два военных вертолета
Бойцы РДК назвали главную цель своих рейдов в Белгородскую область и дали интересное обещание
Бойцы РДК назвали главную цель своих рейдов в Белгородскую область и дали интересное обещание
Заленский приехал к военным в Донецкую область
Заленский приехал к военным в Донецкую область
В ГУР рассказали, как удалось сбить бомбардировщик Ту-22
В ГУР рассказали, как удалось сбить бомбардировщик Ту-22
В Стрые жестоко избили школьницу и сняли все на видео
В Стрые жестоко избили школьницу и сняли все на видео
Единорог Тельма (2024): трейлер и дата выхода нового мультика от Netflix
Единорог Тельма (2024): трейлер и дата выхода нового мультика от Netflix
Прощай, Земля (2024): трейлер и дата выхода нового сериала
Прощай, Земля (2024): трейлер и дата выхода нового сериала
Шоу восьми (2024): тизер и дата выхода нового триллера
Шоу восьми (2024): тизер и дата выхода нового триллера
fraza.com

Опрос

Чего вы ждете от 2024 года?