...Действительно, на своем очередном концертном диске один из культовых авторов «Стены» совершил очередной прыжок во времени. Правда, под ручку с женой, а не с верными друзьями, но, во-первых, она у него поэтесса, романистка и муза, а друзей из группы уже почти никого нет, причем одного — даже в живых. А во-вторых, «Live in Arena di Verona» David Gilmour — это замечательный концерт лидера легендарной группы «Пинк Флойд», гитариста, вокалиста и композитора, на котором он парит над стеной отчуждения, неприятия и былой вражды.
Впрочем, прыжок, заметим, исполнен не совсем чисто, если судить с точки зрения высоких спортивно-музыкальных мерок. И дело даже не в том, что суть проекта — выступление 70-летнего музыканта в амфитеатре Вероны (Италия) в поддержку нового альбома «Rattle That Lock» — это, по сути, римейк такого же концерта группы, состоявшегося здесь же, но целых 45 лет назад. Просто тогда они были вместе, клавишник Рик Райт был еще жив, и заросли между зрительскими скамейками в сооружении І века, где священнодействовали «Пинк Флойд», были густы и зелены. А сам Гилмор из-за жары выступал с обнаженным торсом, что запечатлено в документальном фильме об этом событии, да еще и перед пустой ареной.
Теперь уже никто голым на сцене не скачет, кроме безбашенного Игги Попа, и даже Мик Джаггер уже не сбрасывает рубашку, исполняя «Satisfaction» и бодро семеня по сцене. И зрителей на этот раз на концерте Гилмора ровно в две тысячи раз больше, чем тогда, на обкатке альбома «Meddle», когда в доисторический амфитеатр никого из зрителей не пускали. И даже не оттого, что с первым «флойдовским» аккордом от силы звука с колонки слетал термос с кофе, забытый кем-то из звукотехников. Просто гибель Помпеи здешние руины уже видели — зачем им еще одно наводнение, то бишь нашествие фанатов?
Кстати, гитарное соло на «Wish You Were Here» на этом концертном диске впервые «поют» — те самые фанаты, заученно повторяющие мантры про «рыбок в аквариуме», «леденящий ветер» и про то, как бы ему хотелось, чтобы «мы там побывали». Может, еще успеем до холодов?
В любом случае при такой жаре с каждым годом сборники лучших песен следующего гитариста-виртуоза усыхают и сжимаются за счет композиций, безусловно, более новых и успешных. Но вот лучших ли, это еще как сказать. Точнее, спеть. Например, в истории c новейшим релизом «Santana IV» Карлоса Сантаны задействованы как раз те музыканты, что исполняли эти самые хиты последний раз. То есть на диске «Santana III» в 1971 году. А также на одной из упомянутых компиляций, а именно — «Santana’s Greatest Hits» 1974-го, с которой нынче всюду сохранились лишь классические «Samba Pa Ti» и «Black Magic Women» (из альбома «Abraxas» 1970-го).
Поэтому неудивительно, что на новом диске Сантаны первая вещь «Yambu» с ходу напоминает «Jingo», очень долго входившую в ранние сборники хитов музыканта, а уж последующие композиции чего только не напоминают и какими только корнями в 70-е не уходят.
Возьмем, к примеру, безусловный хит с этого диска, а именно — роскошный медляк «Suenos» («Сны»). Чем не экскурсия в 1970-е? С первого же аккорда трек звучит, словно тема Джеймса Бонда, а дальше в нем вообще копируется шлягер «У беды глаза зеленые» советского композитора Евгения Птичкина в исполнении Сергея Беликова. Хотя всем, конечно, покажется, что это чуть ли не римейк упомянутой «Samba Pa Ti» — с нейлоновыми струнами, легкой перкуссией и электрическим соло на любимой шестиструнной «PRS» гитариста. А вместо упомянутого лидера «Самоцветов» и «Аракса» 1970-х, игравшего с Родом Стюартом в футбол, — не менее харизматичный Ronald Isley на треках «Love Makes The World Go Round» и «Freedom In Your Mind». Кстати, со Стюартом наш Сантана тоже играл, хоть и не на поле, так что «советские» совпадения, скорее всего, метафизичны, чем мистичны.
Как бы там ни было, но очередной релиз лучшего исполнителя латинского рока удался на славу. Безупречная «Anywhere You Want to Go», звучащая в стиле регги, очередной хит «Blues Magic», отсылающий к «Black Magic Woman», пляжная и тягучая, как коктейль-вечеринка, баллада «Forgiveness» — все это старый добрый Карлос Сантана.
Следующему исполнителю, который уже давно, словно его коллега-гитарист из «The Rolling Stones», не прячет под рубашкой ни руки, ни торс, чистые от каких-либо следов уколов судьбы — да, ему хочется верить. И не потому, что «Post Pop Depression» Iggy Pop записывался без особой помпы, втайне от прессы и на сугубо личные средства музыкантов, а основными темами альбома, по словам самого Игги, стали критические рассуждения о его мастерстве и творческом наследии.
Очередной альбом состарившегося бунтаря, упрямо выступающего на сцене с голым торсом, не зря объявлен последним в его карьере. Устав перепевать французскую эстраду и вдоволь наигравшись в Джо Дассена на двух своих предыдущих дисках, он выдал на-гора великолепную взрывную работу в духе своих звездных времен. Чем-то напоминающую стилистику Дэвида Боуи эпохи «новой волны» — уже со второго трека на альбоме, «Gardenia», словно взятого с «Let’s Dance» безвременно ушедшей звезды глэм-рока.
Далее старина Игги тихо рассуждает об американской Вальгалле в одноименном треке, использует даже струнную секцию, но далее, а именно в «In The Lobby», вдруг встряхивается и привычно гаркает: «Если я не вселяю ужас, я не Поп!» И пока мы приходим в себя, успевает быстренько и страшненько исполнить задушевную «Chocolate Drops», до очередного ужаса напоминающую «Another Brick in the Wall» вовсю склоняемых выше «Пинк Флойд», и даже почти перепеть своего «Пассажира» в «Paraguay». Там, где его фирменное «тра-ла-ла-ла», как все уже поняли.
Таким образом, на альбоме короля панк-рока мы не услышим никаких блюзов и шансона, к которым мы уже привыкли на его последних работах — новый релиз Игги Попа не зря обыгрывает джазовый термин пост-боп, поскольку привычной депрессии на диске мы тоже не найдем. Участие в записи Мэтта Хелдерса из «Arctic Monkeys» и Джоша Хомми с Дином Фертита из «Queens of the Stone Age» придало «альтернативного» звучания фирменной меланхолии легендарного музыканта.
Тем временем новая пластинка вдовы Джона Леннона, название которой в очередной раз подтверждает ее «почетный» статус у поклонников «Битлз», — это старые песни о главном, перепетые с предыдущего ее диска 2007 года, а также с «Double Fantasy» покойного битла.
Отдать должное неутомимой 83-й летней музыкантше и художнице, наверное, стоит. Популярные треки в танцевальных чартах, регулярное издание альбомов и клипов, а также «работа с молодыми», в том числе с основательно подросшим и выросшим как автор Шоном Ленноном, — вот далеко не полный список трудов и дел звездной «ведьмы».
По сути, «Yes, I’m a Witch Too» Yoko Ono — это сборник ремиксов и коллабораций с известными музыкантами, среди которых «Sparks», Moby, «Dеаth Саb fоr Сutiе» и, конечно же, упомянутый Шон Леннон, но звучит он так, если бы все треки были специально написаны этими исполнителями.
Удивляет неожиданно бравурная «Givе Ме Sоmеthing» и неузнаваемая «Yеs, I’m Yоur Аngеl» с последнего альбома Леннона, исполненные, соответственно, со «Sparks» и Cibo Matto, а также готическая «Мrs. Lеnnоn» и неожиданно симфонический бит в песне о «битле Джоне» от «Ebony Bones».
Также интересны треки «Dogtown» с Шоном Ленноном, «I Have A Woman Inside My Soul» с Джоном Палумбо и «Hell In Paradise» с Моби, а также фото на обложке диска работы Карла Лагерфельда.
На пластинке «M: FUNS» John Cale у мастера дисгармонии, основавшего в незапамятные времена вместе с Лу Ридом легендарную группу «The Velvet Underground», немало привычных сюрпризов. Обычно попытки подобных ностальгических самоделок-переделок бывают смешны, но в данном случае все всерьез, и Кейлу удалось сделать из старого материала по-настоящему сильный альбом, способный поразить современного слушателя.
Во-первых, заявленный двойной новый диск Джона Кейла — это кардинально переделанный его классический альбом «Music Fоr A New Society», записанный в 1982 году, который сегодня мало кто помнит. Да и слушать фортепианный альбом «автора-исполнителя» вряд ли кто-нибудь стал.
Во-вторых, да — сегодня это слушать стоит, ведь в новой версии старые песни стали почти неузнаваемы, и поэтому в издании, на втором диске, на всякий случай содержится также оригинальная запись.
По сути, это эпитафия знаменитым друзьям автора альбома, реквием по психоделическим временам, записанный в современном индустриальном стиле.
Стоит отметить, насколько прозорлив оказался автор этого релиза, легендарный арт-террорист 60-х с классическим образованием. Причем прав со всех точек зрения — музыкальной, социальной и еще паре-тройке взглядов на формат популярности. Недаром в группе, менеджером которой был знаменитый художник Энди Уорхолл, суровый Кейл был «мозгом» команды, тогда как ее вокалист — легендарный Лу Рид — ее «телом», ну а неподражаемая солистка Нико — «душой» и музой не одного поколения музыкантов.
Дело в том, что еще со времен основания «The Velvet Underground» автор диска пытался создать «музыку для нового общества», пугающего его своим цинизмом вкупе с консюмеризмом, и теперешний его апгрейд старой музыки для нового цифрового мира оказался как нельзя кстати.