Этнографы тщательно создавали культ невинной и недосягаемой украинской девушки. Но так ли все было просто в добрачных отношениях? Еще с середины XIX века, когда начал формироваться украинский романтизм, этнографы просто закрывали глаза на существовавший древний обычай добрачного совместного спанья молодежи, особенно среди крестьян. Однако и по сей день можно услышать от стариков: «Хорошая девушка с парнями спит».
Все части «Истории одного переселения» читайте здесь
В XIX столетии существовала традиция молодежных гуляний — «вечорниць». Сохранилась она в чистом виде до начала XX века, а совместные ночные гулянья в селах имеют место и сегодня. К слову, совсем недавно на просторах Интернета мне попалось высказывание одного россиянина, что, мол, эти украинцы и в старые времена были развратными в связи с традицией молодежных гуляний. Но, товарищи из России, вспомните собственную историю, где совместные «подночевки» даже поощрялись родителями. При этом вина за утрату девственности возлагалась на саму девушку. А «уступчивость» девушки считалась простительной, если она допускала связь с мужчиной более высокого статуса, сулившей ей и ее родителям материальную выгоду. Об этом есть множество свидетельств. Например, в материалах Архива Этнографического бюро князя В. Н. Тенишева.
Елена Терещенко, магистр истории, в своем исследовании «К вопросу о добрачных сексуальных отношениях в среде украинской и российской сельской молодежи в первой половине XIX в.» пишет, что в более северных регионах, территориально наиболее приближенных к границам современной России, нравы среди молодых были более свободными. И были часты случаи утраты девушкой невинности. Вот что писал об этом известный белорусский этнограф Алесандр Серж-Путовский еще в 1910 году: «Сельская молодежь в течение всего года устраивает гулянья и разные развлечения, но весна и лето считаются лучшим периодом для этого. Гуляют до поздней ночи, а потом расходятся по парам по усадьбам родителей девушки, как говорят местные шутники, непосредственно на кровать. Остаток ночи парень проводит в постели вместе со своей будущей невестой. Таким образом парень и девушка сближаются, привыкают друг к другу, влюбляются. Бывает, что девушка понравится обоим, тогда каждый из них старается изо всех сил понравиться девушке, а потому раньше другой пытается попасть к ней на кровать».
В принципе, сами исследователи акцентируют внимание на том, что в украинских селах процветала двойная мораль. С одной стороны, родители следили за поведением дочерей, а с другой — случаи утраты девственности были не так уж и редки. Например, в Черниговской области не считалось очень порочным выйти замуж даже с ребенком на руках. Наоборот, девушка — не «пустоцвет», а значит, еще принесет потомство. И даже самые строгие родители не могли запретить детям посещать «вечорниці», поскольку это был многовековой обычай, идущий, вероятно, еще с языческих времен. В Украине девочки ходили на гулянья с 13-15 лет, где, должно быть, получали свой первый сексуальный опыт с противоположным полом.
Совместные ночевки, с которых, кстати, парень должен был ретироваться до пробуждения родителей девушки (обеспечить место для ночлега должна была именно она), вызывают у исследователей множество споров. Одни этнографы считают, что дело «до греха» не доходило и ограничивалось только лежанием рядом. Еще в конце ХІХ века этнограф и священник в одном лице Марко Грушевский писал со слов одной женщины: «Конечно, тянет мужчину к женщине, а женщину к нему. Вот они, как кровь заиграла, идут друг к другу и хоть потрутся себе в куче, погуляют, полапаются, поспят. А там, как хуже слюблятся и обсвоятся, то уже в настоящие притулы играют. Это игра такая парубоча и девичья: он вылезает на нее, и стулюют они животы и сильнее, что делали бы но то, и другое, боятся славы и боятся, чтобы не уничтожить той перегородки, плевы девственной. Через нее и гибнет честь девичья. Больше ничего не делают, а только играют, потому что все он боится, чтобы не пробить. И больше ничего не делают, а только играют, пока не поженятся, а как поженятся, то уже не боятся. Так было издавна, так и теперь».
Украинская исследовательница истории культуры и гендерной проблематики, кандидат исторических наук Мария Маерчик считает, что совместная ночевка девушек и парней на гуляньях не была уж такой невинной. По ее словам, это подтверждают многочисленные факты. Вероятно, интимная близость наступала со временем, после более длительных отношений между молодыми. Мария Маерчик цитирует источник ХІХ века, в котором описывается близость парня и девушки: «Пользуясь замеченным расположением девушки, парень добивается еще большего сближения, ощупывая ее грудь и половой орган и, наконец, „охотится“. Так называется половой акт без лишения девственности».
О более вольном поведении российской молодежи говорят и сами российские исследователи. В частности, этнограф Татьяна Бернштам в качестве примера приводит уединение пары после всеобщего гулянья. Такие случаи наблюдались в Орловской, Калужской, Рязанской и других губерниях. Российский исследователь Юрий Семенов вообще описывает пережитки старинных обрядов в сельском обществе. Прямо во время посиделок молодежь гасила свет и начинался «повальный грех». В то же время некоторые историки полагают, что данная традиция была привнесена из города, где люди более развращены. Однако Юрий Семенов уверен, что в данном обряде четко прослеживаются архаичные следы, следовательно, он появился задолго до ХІХ столетия. А в ту пору как раз, наоборот, эта традиция постепенно сходила на «нет».
Отсюда напрашивается вывод: несмотря на то, что интимная близость между неженатой молодежью допускалась, оба в паре старались быть осторожными. И если все же потерю девственности можно было утаить с помощью разных уловок, то рождение ребенка до брака в основной части Украины считалось позором для семьи и самой девушки.
Украинский общественный деятель ХІХ века и юрист Александр Кистяковский описывал обряд «комора», проводившийся в ту пору на Черниговщине. Комора — отдельное помещение, в котором хранились сельскохозяйственная утварь и запасы. А в первую брачную ночь комора превращалась в спальню для молодых. После окончания обряда рубашку невесты с доказательством ее невинности выставляли на всеобщее обозрение. Наши предки предавали огромное значение тому, «распустилась ли на сорочке калина». Именно так называли капли крови. От этого зависел весь дальнейший ход свадьбы. Правда, Кистяковский уверял, что к 70-м годам ХІХ столетия данный обряд практически исчез.
Одно из свидетельств, подтверждающих существование обряда «комора» и дошедших до наших дней, сохранилось в труде французского военного инженера и картографа Гийома ле Вассеера де Боплана «Описание Украины», с начала 1630-х годов до 1648 года находившегося на польско-литовской службе преимущественно на территории нынешней Украины: «Когда приходит время укладывать невесту на брачное ложе, женщины, родственницы жениха, забирают ее и отводят в покои, где раздевают донага и тщательно осматривают со всех сторон, заглядывая даже в уши, в волосы, между пальцами ног и другие части тела, чтобы убедиться, нет ли где спрятанной крови, шпильки или кусочка ткани с каплями красной жидкости. Если бы нашлось что-то подобное, свадьба остановилась бы и наступило великое замешательство. Когда ничего не находят, невесту одевают в красивую хлопковую белую сорочку, укладывают в постель между двумя простынями и тайно приводят жениха, чтоб он лег рядом с ней».
Бывали случаи, что девушка выходила замуж, уже утратив девственность. Но во избежание позора она должна была в этом признаться еще до первой брачной ночи и попросить у всех присутствующих прощения. Вину на себя мог взять и жених: дескать, соблазнил. Тогда свадьба продолжалась по традиции. Кстати, о девственности самого жениха история умалчивает. Во всяком случае, ее утрата позором не считалась. Некоторые этнографы считают, что около половины сельских парней лишались девственности еще до свадьбы, особенно после заработков в городе, где нравы были более «свободными».
С уменьшением роли обязательного церковного венчания стали нивелироваться и старинные традиции. А с приходом советской власти молодежные посиделки исчезли как таковые. Однако внебрачные дети рождались во все времена и у всех народов. А самые отчаянные девушки шли даже на детоубийство. Впрочем, времена не изменились. Девкам-«покрыткам» всегда тяжело жилось. Но это уже совсем другая история.