Последние данные официальной статистики о росте в Украине безработицы позволяют сделать сразу несколько выводов. Во-первых, официальные статистические данные лишены смысла, поскольку не дают объективной картины в принципе.
Во-вторых, наряду с Госслужбой статистики в контексте безработицы столь же бессмысленно существование и содержание Государственной службы занятости, которая в принципе не способна решить проблему неуклонно растущей безработицы. В-третьих, рост безработицы обусловлен далеко не только войной и беженцами с Донбасса, а является следствием деяний правительства, обслуживающего интересы международного финансового капитала в лице МВФ и отечественных олигархов, а также олигархического уклада в стране вообще. В-четвертых, удешевление и без того дешевых трудовых ресурсов в связи катастрофической девальвацией гривны, вопреки обещаниям и ожиданиям, ничего не дало для экспорта и так называемых инвестиций, но зато это привело к полнейшему обнищанию большинства рядовых граждан, а заодно нанесло непоправимый удар по внутреннему рынку из-за стремительного падения покупательной способности населения.
В то же время бюрократические структуры живут своей вымышленной жизнью, что хорошо видно на примере данных по безработице, зафиксированных Государственной службой статистики. Впрочем, даже эти иллюзорные данные свидетельствуют о росте безработице. Согласно им, в феврале 2015 года официальное количество безработных, без учета Крыма и оккупированных районов Донбасса, составляет 523 тысячи человек. Данные за март будут позднее, но ожидается, что принципиально картина не изменилась, поскольку падение экономики продолжается.
Рост безработицы наблюдается практически во всех сегментах экономики. Больше всего безработных среди машиностроителей — 18,4% от общего количества, работников торговли, сферы услуг, а также разнорабочих — по 14,4% и чиновников — 11,5%. Меньше всего безработица коснулась сельского, лесного и рыбного хозяйства, где количество безработных составляет 4,7%, а также офис-менеджеров, кассиров, складских работников и прочего низкооплачиваемого «околобизнесового» контингента — 5%. Обвал в машиностроении тревожит более всего, поскольку он свидетельствует об утрате страной производственного, технологического и кадрового потенциала. В свою очередь, падение торговли и сферы услуг говорит о прогрессирующем снижении покупательной способности населения, сужении и без того слабого внутреннего рынка, что чревато дальнейшим сокращением экономики. Надежды на то, что всех безработных абсорбирует сельское хозяйство, которому от большого ума пророчат уже роль спасителя экономики и всей страны, выглядят крайне сомнительными.
Но, пожалуй, самое главное состоит в том, что представленные официальной статистикой цифры не имеют под собой, по сути, ничего. Если исходить из данных той же Госслужбы статистики о том, что в Украине насчитывается 26 млн трудоспособных граждан, то безработица, если верить официальным данным, составляет всего 2%, чему могут позавидовать даже самые развитые страны. И вообще, неужели можно серьезно относиться к тому, что количество безработных в Украине составляет всего полмиллиона человек, как утверждает Госстат?!
Сей нонсенс объясняется очень просто. Госслужба статистики учитывает только тех, кто обратился в Службу занятости и встал на учет как безработный. А таких, как известно, не так уже и много. Очень часто это те, кто имел высокую «белую» зарплату, а потому может претендовать на высокое пособие по безработице, или те, кто согласен даже на самое нищенское пособие от безысходности. Причем соискатели пособия должны потратить огромное количество времени на связанную с этим бюрократическую волокиту и для поиска собственно работы времени у них останется мало. Собственно, давно не секрет, что государственные центры занятости в реальности существуют для оформления пособия по безработице, а не для помощи в трудоустройстве. Подавляющее большинство безработных граждан занимаются поисками работы, не прибегая к услугам центров занятости, справедливо полагая, что проку от государственной службы занятости в этом деле если не ноль, то около него.
Даже министр социальной политики Павел Розенко признает, что реальная безработица выше официальных двух «с хвостиком» процентов. По словам министра, безработица, рассчитанная по методологии Международной организации труда, то есть соотношение количества неработающих к общему количеству занятых и безработных, в Украине оценивается примерно в 10% без учета войны, вынужденных переселенцев и безработных Донбасса. В этом смысле теневой сектор, борьбу с которым ни шатко ни валко ведут все власти, по крайней мере, на словах, является своего рода спасательным кругом, существенно сглаживающим не только безработицу как таковую, но и социальное напряжение, ею вызванное. Тем более что, по некоторым оценкам, в реальности безработица доходит до 15-18%. В настоящий момент полгода без работы является средним нормальным явлением! К тому же, по данным Государственной фискальной службы, из 2,2 млн частных предпринимателей в Украине около 500 тысяч, то есть немногим менее четверти, подают в налоговые органы декларации с нулевыми показателями, то есть деятельности не ведут и являются фактически безработными. Даже в столице с начала года количество субъектов малого и среднего бизнеса сократилось на 20%, и очевидно, что это еще более увеличило безработицу.
Кроме того, существует еще и скрытая безработица, которая выражается в неполном рабочем дне или в отправке персонала в неоплачиваемые отпуска. Наконец, есть огромная задолженность по зарплате, полный объем которой неизвестен, но даже существенно заниженные официальные данные впечатляют.
По данным официальной статистики на 1 марта 2015 года, она превышает 1,6 млрд грн. Естественно, что максимальная сумма невыплаченной зарплаты имеет место в Донецкой области — 396 млн грн. Но вслед за Донбассом идут не затронутые войной Днепропетровская (131 млн грн), Киевская (136 млн) и Харьковская (142 млн грн) области. Сложилась вопиющая ситуация в бюджетных учреждениях, где работники с начала года недополучили свыше 25 млн грн. Также огромные долги перед сотрудниками накопили промышленные (более 1 млрд) и транспортные (233 млн) предприятия. Следует отметить, что статистика задолженности по зарплате не отражает вынужденную неполную занятость и неоплачиваемые отпуска, являющиеся, по своей сути, той же самой невыплатой зарплаты.
В связи с ростом безработицы увеличилась трудовая миграция граждан за границу. Также многие граждане соглашаются на неквалифицированную работу, лишь бы выжить.
Таким образом, безработица и обесценивание труда ведут к утрате страной кадрового и технологического потенциала, что является еще одним, крайне опасным, последствием девальвации национальной валюты.