Собственно, незаметным подкрадывание дефолта назвать нельзя. То, что Украина находится на грани банкротства, давно известно. Удивляет только тот факт, что чем больше правительство Яценюка в «творческом сотрудничестве» с МВФ по лекалам последнего выводят страну из экономического кризиса и проводят «реформы», пусть даже с оговорками на войну, тем глубже в кризисную пучину погружается страна, докатившись до преддефолтного состояния.
В последние дни тема возможного дефолта Украины вновь актуализировалась сразу по нескольким причинам. Во-первых, рейтинговые агентства снизили рейтинг страны до преддефолтного. Во-вторых, перспективы широко разрекламированной и давно ожидаемой конференции иностранных финансовых доноров в поддержку Украины и по вопросам восстановления Донбасса, выглядят сомнительными. А главное, в-третьих, Украина должна срочно реструктуризировать, проще говоря, отсрочить свои обязательства по внешним займам на сумму от 5-6 до 10 млрд долларов, поскольку в противном случае платить нечем, и никакие кредиты МВФ здесь не помогут. Кстати, это лишний раз подтверждает тот факт, что кредиты МВФ ничего не решают, кроме разве кратковременной «поддержки штанов», о чем приходилось писать ранее (см. материал «Кредит МВФ: капля сладкого яда в социально-экономической бездне»). Спасение Украины видится в широкомасштабном возврате в страну ранее вывезенных, по сути, награбленных капиталов. Но этот вопрос не ставит ни правительство Яценюка, выражающее интересы олигархов, ни МВФ и прочие международные финансовые организации, служащие интересам крупного международного капитала.
Итак, шум подняло международное рейтинговое агентство Moody’s, которое понизило суверенный кредитный рейтинг Украины с Caa3 до Ca, с негативным прогнозом. В переводе с «птичьего языка» рейтинговых агентств это означает, что еще чуть-чуть — и в Украине будет дефолт. Рейтинговые агентства и их пророчества очень часто вызывают, мягко говоря, недоверие. Достаточно вспомнить, что буквально накануне кризиса 2008 года рейтинговые агентства выставляли наивысшие рейтинги, например, банку Lehman Brothers, банкротство которого и запустило кризис. Но в случае с Украиной мрачные пророчества имеют более чем веские основания.
Как признал премьер Яценюк, до конца 2015 года Украина должна выплатить внешних долгов на сумму около 11 млрд долларов. В рамках широко разрекламированной четырехлетней программы EFF Украина получила в начале марта 2015 года от МВФ кредит на сумму пока только 5 млрд долларов из 17,5 млрд долларов, предусмотренных программой. До конца 2015 года возможно получение еще примерно 5 млрд долларов, но выделение последующих траншей будет сопровождаться выдвижением новых требований МВФ. Таким образом, в самом лучшем случае Украина получит внешнего кредитования примерно столько же, сколько должна отдать. Но даже так сделать не получится, поскольку фонд не разрешает Министерству финансов деньгами из своих траншей платить другим кредиторам. «ЭмВээФовскими» деньгами можно рассчитываться только по предыдущим долгам перед самим МВФ, а также ими можно поддерживать курс гривны и оплачивать критический импорт — прежде всего, энергоносители.
Поэтому встал вопрос о реструктуризации внешних обязательств Украины, то есть о продлении сроков возврата кредитов с возможным изменением процентных ставок. Обращает на себя внимание тот факт, что реальные условия кредитных программ МВФ власть часто скрывает от общества. Поначалу широкой общественности поведали, что в реструктуризации внешних долговых обязательств Украине поможет МВФ, который подключится к переговорам с кредиторами и, так сказать, поднажмет на них, как это было в случае с Грецией, где так называемая евротройка в лице МВФ, Еврокомиссии и Евроцентробанка провела серьезную работу с кредиторами по значительному списанию долгов Греции. Да только сравнение с Грецией в случае с Украиной сразу же вызвало огромные сомнения, поскольку является крайне некорректным, и далеко не только потому, что «Украина — не Греция».
Действительно, «евротройка» принудила простить греческие долги крупных частных держателей государственных долгов Греции, среди которых оказались такие солидные финансовые учреждения как Deutsche Bank, EFG Eurobank, HSBC, ING Bank, Morgan Stanley, Royal Bank of Scotland, Societe Generale, UBS и Unicredit. Филантропией здесь и не пахнет. За это указанные крупные банки рассчитывают получить выгодные преференции от Евроцентробанка. Зато пострадают мелкие держатели акций, которых заставляют простить долги «безвозмездно, то есть даром». Но это Греция — член ЕС и еврозоны, дефолт и финансовый коллапс которой грозит огромными проблемами для объединенной Европы. Поэтому первую скрипку в «евротройке» в этом вопросе играли скорее Еврокомиссия и Евроцентробанк, а не МВФ.
Очевидно, что за Украину никто серьезно «вписываться» не будет. Именно поэтому первоначальная информация о том, что МВФ якобы поможет в переговорах Украины с кредиторами о реструктуризации долговых обязательств вызвала скептическую реакцию. Скепсис оказался оправданным, а искажение информации лишний раз подтверждает тот факт, что реальные подробности договоренностей с МВФ власть скрывает от общественности, и подробности эти всплывают, когда возникает какая-либо скандальная ситуация. Так вышло и на этот раз...
Реагируя на вышеупомянутое заявление рейтингового агентства Moody’s о том, что, несмотря на новые кредиты от МВФ, Украине грозит дефолт, министр финансов Наталья Яресько вынуждена была признать, что получение второго транша МВФ находится под угрозой, а агентство Moody’s имело основание для подобных заявлений. Насколько можно понять Яресько, если до июля нынешнего года Украина не сможет провести реструктуризацию долгов на 3-4 года, следующий транш кредита МВФ выделен не будет. Нечто подобное высказал и глава миссии МВФ Николай Георгиев. Иными словами, МВФ не помогает в реструктуризации, а просто поставил жесткое и крайне трудновыполнимое условие, ожидая, чем все окончится. Это является лишним подтверждением того, что благотворность сотрудничества с МВФ является крайне преувеличенной.
Опять-таки, насколько можно понять Яресько, переговоры с кредиторами идут туго и перспективы их успеха являются туманными. К тому же, есть один крайне неприятный нюанс, связанный с кредитом на сумму 3 млрд долларов, который Янукович взял у Москвы незадолго до своего бегства. Срок возврата кредита истекает в октябре 2015 года. В Москве уже заявили, что на реструктуризацию не пойдут. Тем более что в случае с Москвой никакой МВФ не поможет, и придется платить в срок и сполна, а иначе придется объявлять дефолт по московским долгам и судиться в международных судах. Но если рассчитаться исключительно с Москвой, то остальные кредиторы будут также вправе требовать своевременного возврата долгов. К тому же есть данные, что группа зарубежных кредиторов, которой принадлежит до 50% облигаций Украины, не соглашается на снижение доходности облигаций из-за отсрочки платежа. Словом, еще раз приходится констатировать, что перспективы реструктуризации весьма туманны, и, соответственно, столь же туманны перспективы получения следующего транша, а потому дефолт является весьма вероятным, хотя бы исходя из вышеуказанной необходимости
Правда, правительство вынашивает планы получить дополнительное финансирование из других источников. Выделенный транш является составной частью одобренной фондом 11 марта 2015 года четырехлетней кредитной программы EFF в объеме 17,5 млрд долларов. Премьер Яценюк пообещал, что эта сумма является лишь частью, а возобновление сотрудничества с МВФ — условием для получения средств от других международных кредиторов. По мнению Яценюка, программа EFF позволит получить сверх указанных 17,5 «ярдов» еще 7,5 млрд долларов международной помощи. А по словам первого заместителя министра финансов Уманского, общая сумма кредитных вливаний должна достичь якобы 40 млрд долларов. Вникать в подробности того, почему называемые двумя чиновниками цифры, мягко говоря, не слишком соотносятся, не будем, прежде всего, потому, что шансы на получение как той, так и другой суммы выглядят пока призрачными.
Однако известно, что сверх суммы МВФ, США и Мировой банк обещали выделить по 2 млрд долларов, а Евросоюз — 1,8 млрд евро, то есть примерно те же 2 млрд долларов. Итого, дополнительное финансирование составит, в лучшем случае, еще около 6 млрд долл., да и то, если сотрудничество с МВФ будет продолжаться. Но откуда возьмутся остальные, дополнительные к кредиту МВФ, недостающие средства, Яценюк и Уманский умалчивают.
Возможно, они рассчитывают на долгожданную и многострадальную конференцию доноров Украины по восстановлению Донбасса. Конференция намечена на 28 апреля 2015 года. Но и здесь пока все, мягко говоря, малоперспективно...
Впервые о проведении такой конференции заговорили еще год назад. Сначала конференцию доноров планировали на декабрь 2014 года, затем перенесли на январь 2015 года, потом — на февраль. Причина переноса очевидна. Это непрекращающиеся боевые действия на Донбассе, вследствие чего проведение конференции доноров о восстановлении региона не имело смысла.
Теперь речь идет о том, что конференция якобы состоится 28 апреля. По сообщению советника премьера Даниила Лубкивського, в настоящий момент украинские дипломаты ведут переговоры о получении и аккумулировании на нужды восстановления Донбасса и помощи переселенцам 1,5 млрд евро. Хоть это и немалые деньги, но, если честно, то особой погоды эта сумма не сделает.
К тому же, несмотря на бравурные заявления чиновников, с проведением конференции имеются сложности. По сообщению агентства Reuters со ссылкой на дипломатические источники, международные кредиторы откладывают планы предложить Украине миллиарды долларов из-за опасений, что Киев еще не может доказать, что средства не попадут в коррумпированную экономику, которая, по опасениям европейских чиновников, может остаться «бездонной бочкой». По данным агентства, полученным от неназванных чиновников ЕС, западные правительства встретятся в Киеве только в конце года для того, чтобы предоставить Украине больше времени на составление подробных предложений по эффективному использованию денег.
В то же время на 27 апреля в Киеве запланировано проведение саммита Украина-ЕС с участием лидеров стран Европейского Союза и Президента Украины Петра Порошенко. Также предусматривается участие президента Еврокомиссии Жана-Клода Юнкера и президента Европарламента Дональда Туска. Ожидается, что на саммите будет согласована повестка дня экономических и других реформ, что является условием предоставления Украине многомиллиардных долгосрочных займов крупнейшими экономиками, прежде всего США и Германией. Хочется отметить, что слово «реформы» у рядового гражданина Украины вызывает изжогу, поскольку реформы у нас сводятся только к резкому увеличению цен и тарифов, а также к столь же резкому падению уровня жизни.
Таким образом, попытки отечественных чиновников «подвязать» к саммиту Украина-ЕС конференцию иностранных финансовых доноров выглядят сомнительно с точки зрения осуществимости затеи с получением донорской помощи. Вследствие этого надежды на получение дополнительного финансирования выглядят призрачно. В этом смысле едва ли поможет рассчитанная на западных доноров демонстративно-показательная борьба с коррупцией, устроенная Яценюком прямо на заседании Кабмина перед телекамерами в виде задержания руководства Госслужбы по чрезвычайным ситуациям...
Возможный дефолт страны крайне негативно скажется на рядовых гражданах. Он приведет к дальнейшему стремительному падению гривны, росту цен и тарифов на продукты питания, товары и услуги первой необходимости, услуги ЖКХ. В случае дефолта также более чем вероятен новый виток банковского кризиса, в результате которого банки резко ограничат или даже совсем прекратят выплату депозитов, даже тех, срок возврата которых уже наступил. Также начнется стремительное сокращение производства и деловой активности и, как следствие, произойдет резкое падение доходов населения и всплеск безработицы, которая может накрыть, по некоторым оценкам, 25% трудоспособного населения, притом что и сейчас безработица уже оценивается в 11%.
Детальный анализ последствий дефолта для рядовых граждан является отдельной темой, но можно с уверенностью сказать, что мало не покажется никому!
Таким образом, еще раз подчеркнем, что кредит МВФ абсолютно не решает главные проблемы. Кредит никоим образом не способствует увеличению притока валюты в страну и прекращению вывода капитала из страны через низконалоговые зоны. Разговоры об инвестициях, каковые обязательно прольются на Украину после того, как она выполнит требования МВФ, вызывают гомерический хохот. Никто не будет вкладывать капиталы в страну, в которой идет война, причем конца и краю этой войне не видно. К тому же, подавляющее большинство «инвестиций» в Украину представляет собой возврат капиталов, ранее выведенных в офшоры. Потому следует ставить вопрос о возврате ранее вывезенных капиталов, но так вопрос не ставят ни МВФ, поскольку это невыгодно западным банкам, ни правительство Украины, которое обслуживает интересы олигархов, выводящих капиталы.
Допустим, с Яценюком и компанией все понятно. Но позиция МВФ и вообще Запада в этом вопросе откровенно бесит. Информация, пролившаяся в СМИ в ходе скандала с Коломойским, позволяет сделать вывод о том, что огромную роль в усмирении «разбушевавшегося Бени» играла именно позиция Запада. Представители Запада, в частности посол США, по слухам, что называется, «на двух пальцах» объяснили Коломойскому, что его капиталы за рубежом находятся «под колпаком» финасовых разведок. Думается, что то же самое можно сказать и о капиталах других олигархов. Это десятки, даже сотни миллиардов долларов, вывезенных из страны, по сути, награбленных в Украине. Их возврат в страну способен решить проблему ее платежеспособности с огромным запасом. Но Запад ничего не предпринимает для репатриации этих капиталов, навязывая Украине кредиты на диких условиях, чреватых социальным взрывом, которым тут же воспользуется Путин.
Возможный дефолт может стать — и наверняка станет — одним из сильнейших катализаторов социальной нестабильности, ведущей к окончательной утрате Украиной независимости, территориальной целостности и суверенитета.