Главная экзистенциальная проблема украинских кухонных мыслителей: можно ли смеяться над трэш-бакет-челленджем (Trash Bucket Challenge)?
Сегодня уже немногие вспомнят фамилию одесского чиновника, с которого начался победный марш по стране замечательной традиции купания белых воротничков в синих баках. Однако всякий раз, когда по фейсбуку проносится видеозапись очередной «игры в ящик», блоггеры непременно напоминают, что вообще-то это нехорошо, жалко и вообще смысла нет — лучше или в прокуратуру, или, раз уж все равно поймали, то сразу в пыточную. Можно, конечно, глубокомысленно вспомнить, что депутат Журавский закон о клевете когда-то придумывал, вот ему хитрым бумерангом вдруг и прилетело. Но вообще, безусловно, ужас и варварство, это ж сейчас всех без разбору, а то и по заказу паковать в баки начнут...
А как же! Конечно, начнут — уже начали! Но почему-то чем больше депутатов оказывается в искомом контейнере, тем спокойнее и приятнее на это дело смотреть. И в логику нынешних событий эти трэш-перфомансы укладываются гораздо органичнее, чем традиционный дедушка Чечетов на торжественной линейке в сельской школе.
О десакрализации власти украинские политики обычно вспоминают либо во время революций (когда огнетушителем и от своих можно огрести), либо на съемках предвыборного ролика «Я с Мухтаром на пасеке» (ну, знаете, такие бытовые зарисовки для демонстрации избирателю, что его кандидат не просто казнокрад, бездарь и тупица, а еще и человек хороший). В остальное время мысль о том, что это депутат создан по образу и подобию человеческому, а не наоборот, нечасто посещает головы как избирателей, так и избираемых. Даже бывшие иконы гражданского общества в кресле нардепа мгновенно бронзовеют и наливаются верой в собственную исключительность. В речах их появляется тягучая патриархальность, они с отеческой тоскою начинают учить плебс штампованным банальностям, прямо на глазах выстраивая между собой и электоратом бронированную стену из пафоса, морализаторства и феодальных принципов субординации.
Попытки общественности воззвать к былой адекватности, здравому смыслу или совести небожителя никакого эффекта не имеют: все крики «снизу», из-за пределов купола, он уже воспринимает как завистливые писки лузеров-нищебродов, которым получить мандат не дало отсутствие мудрости и таланта. Уличными перепалками — еще недавно чуть ли не самым радикальным оружием vox populi — давно не смутишь даже того же Чечетова.
Можно, конечно, зеленкой обливать, но это скорее персональный крест Допы — в его же собственной харьковской палитре. Так как же еще напоминать депутату о его хрупкой связи с реальностью, не прибегая даже к легким или средней тяжести телесным повреждениям, нанесенным группой лиц по предварительному сговору?
Не будем подробно останавливаться на метафизической сущности процесса, хотя здесь есть широчайший простор для осмысления: ведь именно народ на собственных руках принес депутата туда, где он сейчас находится, и именно народу вскорости решать, куда эту тяжкую и капризную ношу сбрасывать — на свалку или опять в Раду. Просто попытаемся трезво оценить: а что, собственно, вообще плохого, некультурного или жестокого в засовывании депутата в мусорный бак?
Любая публичная профессия, любой привилегированный статус всегда предусматривает определенные ограничения и специфические риски. Футболиста киевского «Динамо» в ночном клубе подстерегает папарацци, на свеженьких из «ВИА Гры» облизывается фанат-эксгибиционист, а лоха, сорвавшего джек-пот в «Национальную лотерею», дома ждут всем районом. Все эти побочные эффекты популярности входят в ее базовую комплектацию, все насчет них в курсе, берут и не жалуются. Почему, собственно, народные депутаты должны быть исключением?
Новую моду совсем не нужно осуждать и искоренять, она должна стать привычным ежедневным ритуалом. Каждый желающий присосаться к источнику государственной власти должен осознавать, что кроме широчайшего спектра элитарных удовольствий эта работа сопряжена еще и с возможностью в любой момент искупаться в помоях вместе со своими пафосом и «Бриони». Чтобы истинный запах государственной власти, так сказать, не забывался в надушенном дорогими одеколонами сессионном зале.
И здесь действительно не имеет никакого значения, за какие законы ты голосовал, кто у тебя муж и сколько у тебя гектаров в Конча-Заспе. Сунулся в политику — будь готов. Тебя предупреждали: дело грязное.
Конечно, депутаты могут возразить, что они бы и не против, но у кого-то из них уже годы не те, кто-то все-таки дама, а у кого-то три справки об инвалидности. Замечание справедливое: мы ж гражданское общество, а не звери какие-то. Посему для слабых телом любителей власти можно использовать простое помойное ведро на голову. Ютуб и эстафета в ФБ — по желанию участников.
Конечно, было бы гораздо красивее и монументальнее проводить процедуру «помазания во власть» согласно традициям Запорожской Сечи: опрокидывать вонючее ведро на избранников превентивно — перед вступлением на должность. На открытии сессии новоизбранной ВР, под слова гимна «Ще нам, браття молодії, усміхнеться доля», 450 ведер в заботливых руках бодигардов взмывают над головами депутатов, и...
Шоу было бы покруче открытия бразильского Мундиаля, но, как показывает опыт украинских революций, одноразового заряда патриотизма политикам надолго не хватает. А в таких условиях лишь постоянный дамоклов меч ближайших к Верховной Раде мусорных контейнеров способен держать народных депутатов в тонусе. Кстати, из тех прокопченных «алкобойцов», которые с Майдана отступили, но на передовую, как грозились, так и не доехали, вполне можно было бы создать «Мусорную сотню» для несения круглосуточной вахты вокруг ВР. Думается, для выполнения столь специфической задачи контингент вполне подходящий.
Поможет ли новая политическая традиция наконец-то установить четкую связь между депутатами и избирателями? Кто знает. Во всяком случае, впечатления в психике наверняка оставит неизгладимые, а спеси с чванством на время поубавит. Да и носить каждый день на работу «Бриони» депутаты с окладом в 6500 грн постесняются — хотя бы из жадности. А это в нелегком деле построения гражданского общества уже немалый успех.