Набивший оскомину всем здравомыслящим людям, Майдан прочно обосновался на передовицах газет, в телеэкране, на страницах интернет-новостей. Даже Олимпиада в Сочи, ставшая для всего мира неожиданной и светлой сенсацией, в Украине не смогла потеснить унылые «революционные» пейзажи. Анализировать Майдан с позиции логики и фактов — дело неблагодарное. Столько было сказано-написано на эту тему, да все без толку. Сегодня я хочу посмотреть на Майдан образно. Возможно, этот подход окажется более эффективным и отрезвляющим.
Для начала остановлюсь на слове «черти» в заголовке. В данном случае это не нечистая сила, а люди, которые действуют определенным образом. Часто бывает, что с ходу не определишь: ведет ли человек себя достойно в какой-то ситуации или нет. Когда я не могу разобраться в чьих-то поступках, я смотрю на них с позиции кастовой системы. Например, индуистской. Если поступок соответствует кодексу одной из благородных каст — значит все в порядке. Ну а если нет — сами понимаете.
С самого начала Майдана, при взгляде на протестующих и их метания, у меня в сознании, раз за разом, всплывало слово «чандала». Толково объяснить его значение очень сложно. Нужно погружаться в тонкости чужой культуры, чужого мировоззрения. Поэтому я стал искать аналог понятия «чандала» в бытовых и культурных пластах нашей жизни. И нашел его в системе «мастей» уголовного мира. «Масти» — явление неприятное, даже отвратительное. Но отрицать его нельзя. Тем более, что, в данном случае, оно помогает нам разобраться, что к чему.
«Черт — человек, занимающий одну из самых нижних ступеней в неформальной иерархии заключенных (ниже — только чушки и опущенные). Черт отличается невыдержанностью своих моральных принципов, безответственностью в поведении и неопрятным внешним видом», — так говорится в одном из толковых словарей тюремной лексики. Удивительно точное описание людей, второй месяц занимающих центральную площадь и прилегающие улицы украинской столицы, не правда ли? Тем более, что среди них — немало персонажей с уголовным прошлым. Умных, вменяемых и просвещенных личностей, правда, там тоже много. Но они не улучшают ситуацию. Скорее — наоборот. Попадая в среду Майдана, они либо начинают действовать по его «чертячьим» лекалам, либо растворяются в толпе неадекватов.
Как можно поддерживать радикалов, учинивших такое, такое, такое и вот такое и, при этом, заявлять, что вышли на улицу ради перемен к лучшему, за демократию, за все хорошее? Как можно делить с ними один политический фронт? Понимают ли, «умеренные» протестанты, что если у власти была бы, к примеру, «Свобода», никакого майдана, скорее всего, не было бы?
Многие из майдановцев перед Вильнюсским саммитом всерьез называли Януковича национальным лидером. Пока перед лицом маячила заветная морковка евроинтеграции (абсолютно нереальная, напомню), им было плевать и на диктатуру, и на беспредел, и на все, чем сейчас они подкрепляют требования отставки президента. Как только действия Януковича перестали соответствовать их хотелкам, он сразу превратился в тирана.
Сильнее всего аморальность Майдана проявляется в двойных стандартах и постоянных самоиндульгенциях. Оказывается, что протестующим можно калечить людей булыжниками, жечь огнем, бить дубьем, а их самих — нельзя. Ведь они же за правое дело. Майдановцам можно пытать, вести себя с оппонентами подобным образом. А самое главное — майдановцам можно бесконечно, оголтело врать. Врать по крупному, врать в мелочах, тиражировать ложь, даже не пытаясь разобраться. И, при всем при этом, картинно удивляться, когда власть поступает так же. Насколько нужно быть неадекватным, чтобы жаловаться, что делать революцию тебе мешает власть, которую ты пришел свергать?
В приведенном выше определении чертей, не хватает еще одного пункта. Безалаберности. Черти не способны отвечать за свои действия и формировать собственную судьбу. Их всегда используют. И всегда в качестве «пушечного мяса».
Чего добились протестующие за два с лишним месяца протестов?
Из массы майдановских революционеров не вышли вменяемые лидеры, которые, по логике исторического развития, должны были занять место вконец обесценившейся и опустившейся «троицы». На сцене не появилось ни одного свежего лица. Не прозвучало ни одной свежей идеи. Все попытки перевести протест в конструктивное русло жестко и своевременно пресекались. На Майдане, который якобы за демократию, демократия отсутствует как категория, как факт.
Благодаря майдану очень многие люди из моего окружения, которые давно разочаровались в Януковиче, снова начали его поддерживать. Думаю, есть основания говорить о росте его рейтинга. Партию регионов и органы власти основательно почистили от «хамелеонов», ведущих свою игру. «Полигон» на Грушевского прекрасно выполняет роль предохранительного клапана — успешно стравливает излишек воинственных настроений. Еще
Все два месяца, в течение которых Майдан «улучшает в Украине жизнь», олигархи чувствуют себя превосходно. В том числе и те, которым объявили «бойкот». «Семья» наращивает активы. Ахметов прикупил контрольный пакет «Нефтегаздобычи», банк «Ренессанс Кредит», обогатительную фабрику в Макеевке.
Версия Конституции 2004 года, на которую хотят «откатиться» вожаки Майдана, также выгодна, прежде всего, олигархам. Если сейчас устранить единый центр влияния (в данном случае — институт президента), парламент станет намного более уязвимым к манипуляциям со стороны крупного капитала. Монополизация экономики станет еще стремительнее. Чем это обернется для простых людей? Например, тем, что Фирташ с Ахметовым преодолеют, наконец, сопротивление Януковича и отменят льготные цены на газ и электричество для населения еще до подписания всяких ассоциаций.
Те, чье пионерское детство пришлось на годы существования СССР, вероятно, помнят игру под названием «Зарница». То была война понарошку. На Майдане тоже играют в революцию понарошку. Только играют не люди. Играют людьми. Виноваты ли те, кем играют? Несомненно. У них был выбор. Что нам делать с ними, когда майданный угар пройдет и наступит горькое, стыдное похмелье? Основатель Sony Corp. Акио Морита давал своим подчиненным право два раза совершить одну и ту же ошибку. На третий раз — увольнял. Нынешний Майдан — второй по счету (налоговые и языковые — не считаются). Он должен стать последним, за который люди могут получить прощение. У себя, у окружающих и Вселенной.