6 декабря армия республики Украина отмечает свой профессиональный праздник. Это событие, по традиции, должно было уравновесить в пространстве женский День 8 марта. Однако новый «мужской» праздник не обрел среди населения сакральности старого доброго «23 февраля».
Государев указ лениво исполняется чиновниками. Народ же по привычке отмечает и «23 февраля», и «8 Марта». Почему не прижился новый унифицированный праздник в Украине? Что нужно сделать, чтобы все мужчины почувствовали СВОЙ праздник? Возможно, на этот вопрос даст нам ответ история?
Полковые праздники
«... В 9 часов утра эскадроны начали выстраиваться на полковой улице. Сытые кони грызли удила и играли под всадниками... Начался съезд начальства. Первым подъехал и поздравил полк с праздником бывший однополчанин — начальник дивизии генерал Брусилов... Около десяти часов раздались издали все громче и громче нараставшие крики „ура“. Царский автомобиль бесшумно подкатил к палатке. Государь сел нa подведенного ему коня, а приехавшие с ним Государыня и Великие Княжны прошли в палатку. Раздалась команда: „Смирно, шашки вон, пики в руку, господа офицеры!“...
Редкое и красивое зрелище представляло собой это прохождение стройных, одетых в парадную форму с красными лацканами, в косматых касках всадников, сидевших нa подобранных в масть вороных конях. По окончании церемониального марша к Государю подошли два Георгиевских кавалера: каптенармус Синегубкин и вахмистр Масленников. Синегубкин нес нa подносе мисочку со щами и судок с гречневой кашей, так называемую „пробную порцию“ сегодняшнего солдатского обеда. Масленников держал в руках небольшой графин с водкой и серебряную чарку. Приняв от Масленникова чарку водки, Государь поблагодарил офицеров и солдат за прекрасный парад и провозгласил здравицу полку. 3атем он с удовольствием отведал солдатских щей и каши. После этого Государь простился с полком, пригласив офицеров во дворец на завтрак...»
Корнет лейб-гвардии конно-гренадерского полка Николай Воронович оставил воспоминания о полковом празднике в своей книге «Потонувший мир». Мемуары были выпущены нью-йоркским издательством в 1951 году, а через пятьдесят лет «Воениздат» Министерства обороны РФ благополучно сделал репринтный повтор ностальгической прозы царского офицера.
У Николая Владимировича Вороновича интересная судьба. Находясь в Пажеском корпусе, он сбежал на русско-японскую войну, прибился к артиллеристам, хорошо воевал, получил за храбрость Георгиевский крест, вернулся домой и... был сразу прощен. По личному ходатайству императора Николая II беглеца восстановили в корпусе, который он окончил с отличием.
В
Во время гражданской войны бывший лейб-гренадер стал «зеленым», возглавив крестьянское ополчение Черноморской губернии. Несколько недель он успешно оборонял в Крыму «свою республику» от белых и красных. В
Под занавес жизни Николай Воронович превратился в бытописателя традиций императорской армии. Через пятьдесят лет офицер рассказал потомкам о корпоративном торжестве — ежегодном полковом празднике.
Гвардейские и армейские праздники
На 1 марта 1914 года российская армия насчитывала: 326 пехотных и 67 кавалерийских полков. 393 субъекта полного интендантского довольствования числили в своих штатных расписаниях 1 миллион 350 тысяч человек.
Полк для каждого солдата и офицера — целый мир с многолетними традициями, военная семья, где были младшие и старшие братья, отцы-командиры и глава семейства — шеф полка.
Каждая такая корпорация имела неповторимые ритуалы, храмовые праздники, знаки отличия, свою церковь и офицерское собрание. В старой гвардии к этому добавлялись полковые музеи, ветеранское попечительство и привилегии старшинства.
Для личного состава ежегодный день полка — событие первостепенной важности. К празднику готовились заблаговременно, не считаясь с громадными затратами. В своё время «Военно-исторический журнал» (№ 2 от 2003 года) процитировал воспоминания генерал-майора Грулева, который описывал подготовку к
«...Юбилей обошелся в
Полковые гарнизоны в мирное время были расквартированы в губернских и уездных городах империи. Воинские части десятки, а иногда и сотни лет жили бок о бок с обывателями и становились неотъемлемой частью местных общин.
Ежегодный день полка, который приурочивался к церковному празднику или почитаемому святому, втягивал в свою орбиту население маленьких сонных городков, внося оживление в монотонное бытие провинции.
Сценарий торжественного события был примерно одинаковый: общее построение, молебен в храме, прохождение парадным строем по главной улице или площади, приветственные речи от ветеранов, шефа полка, депутаций городских дум, праздничный обед в офицерском собрании и солдатских казармах, вечером фейерверк, народные гуляния и концерт полкового оркестра.
Сценарий праздников был одинаковый, а вот его наполнение — разное. В лейб-гвардии Петергофа, по воспоминаниям Владимира Вороновича, на обед офицерам подавались «... деликатесы, которыми славились петербургские гастрономические магазины Елисеева и Смурова... Украшением стола являлись аршинные омары и лангусты, трюфеля и страсбургские пироги...
3апотевшие графины с водками и настойками на черносмородиновых и березовых почках, перцовой, рябиновой стояли во льду, окруженные серебряными чарками...»
В скромном
Полковые праздники дореволюционной России были составной частью духовной культуры многонациональной империи. Они способствовали единению народа и армии в мирное время и перед лицом внешней опасности во время войны.
Прагский
В 1870 году по приказу генерал-квартирмейстера в Николаеве был дислоцирован Прагский
До прибытия в Николаев полк уже обрел славную биографию. Он участвовал в Кавказской войне, подавлении Венгерского восстания 1848 года и понес жестокие потери при обороне Севастополя во время Восточной войны. За боевые действия в Венгрии Николай I лично пожаловал прагцам Георгиевское знамя.
Полк квартировал в Николаеве целых сорок семь лет, отвлекаясь на боевые действия в ходе последней турецкой компании, русско-японской и Первой мировой войн. За полвека пребывания в городе между жителями и военными сложились устойчивые традиции культурного общения.
Прагский полк задавал определенный ритм культурно-просветительской жизни города. Многие командиры принимали участие в организации народных чтений и литературных встреч. В офицерском собрании устраивались танцевальные и музыкальные вечера, спектакли и лекции. Жестко запрещались маскарады (согласно Уставу). В карты можно было играть только на наличные, векселя, расписки и закладные не принимались к оплате.
Офицеры и нижние чины за годы своего пребывания собрали приличную полковую библиотеку, которая насчитывала более одной тысячи томов учебной и художественной литературы. В читальный зал допускались «цивильные посетители из дам и гимназистов».
Очень напряженная программа была у полкового оркестра. Без военных музыкантов не обходилось ни одно торжественное событие в городе. Капельмейстер И .К. Горник в 1913 году докладывал командиру о том, что «общим составом и раздельными капеллами дано обществу 92 представления, к ним еще 11 концертов для дамской публики и 4 студенческих бала».
Большим успехом у горожан пользовались хор «песенников» учебной команды и полковая капелла «Гетман», составленная из гитаристов и мандолинистов.
В 1907 году командиром полка был назначен Александр Дмитриевич Нечволодов. Будучи знатоком истории, он лично проводил в казармах полка лекции. Однако чистая теория не устраивала офицера, и он стал сочетать приятное с полезным. В августе 1908 года весь полк совершил
Ежегодный праздник Прагского полка, который выпадал в святцах на 6 декабря — день Николая Чудотворца — вовлекал в орбиту всех жителей города. Военные моряки, флотское начальство, городская дума, купеческая, ремесленная и мещанская управы — все чествовали своего святого-покровителя города.
Однако полковой праздник не растворялся в общих торжествах. Из Санкт-Петербурга прибывали товарищи военного министра, приезжал с визитом командующий Одесским военным округом, иногда присутствовали члены царской фамилии.
Прагцы выстраивались парадным строем, зачитывались поздравительные телеграммы от императора, бывших командиров полка и офицеров-ветеранов, которые по разным причинам не могли разделить праздник со своими товарищами.
Затем торжественным маршем полк проходил по Адмиральской улице к зданию своей церкви (находилась на месте здания современной «Могилянки»). После службы офицеры отправлялись на обед в собрание, а для нижних чинов накрывали праздничные столы в казармах.
Полковые музыканты устраивали трехдневный «концертный тур» для николаевцев на бульварах, в садах трезвости и на магистратской площади.
Горожане хорошо относились к военным. Когда потребовались недостающие средства для возведения полковой церкви, была организована подписка через благотворительные спектакли, концерты и лотереи. Воинский храм был возведен с помощью средств жителей.
Со своей стороны личный состав полка принимал участие в благоустройстве города. Нижние чины участвовали в древонасаждении скверов, бульваров и парков. В
***
В конце ХIХ века высшие круги критически настроенного офицерства русской армии попытались реформировать праздничные традиции русской армии. Военная реформа Александра II сократила срок службы нижних чинов с 20 до 6 лет. Время на подготовку военных профессионалов уменьшилось в три раза, а количество праздников осталось прежним.
По мнению военных специалистов, в армии был явный переизбыток «нестроевых» дней. За год набегало 240 торжественных событий, которые включали: 52 воскресенья, табельные праздники в честь членов императорской семьи, православные великие двунадесятые дни, один ротный, батальонный и полковой. Существовали также праздники родов войск, множество дат памяти чтимых церковью выдающихся князей-полководцев, годовщин сражений, в которых принимала участие та или иная воинская часть. Полки и батальоны, кроме того, отмечали дни рождения и тезоименитства шефов царской семьи.
В 1916 году мусульмане получили официальное разрешение отмечать 10 праздников, караимы — 7, буддисты — 9, сторонники иудаизма — 7. Этот порядок был установлен не сразу, но все-таки стал реальностью в армейской жизни.
Дискуссия «о праздниках» из военной среды выплеснулась на страницы гражданской печати и обрела всеобщий характер, но... сторонники обновления армейских традиций столкнулись с жесткой позицией Русской Православной Церкви.
Обер-прокурор Святейшего Синода Константин Победоносцев похоронил усилия реформаторов, заявив в своем рескрипте: «Русская душа отдыхает и радуется в полковой и церковный праздники, и благо тому, кого с детства приучили чтить праздник, с радостным чувством ждать его и услаждаться его возвышающей силой».
После смерти грозного обер-прокурора споры об упорядочении числа армейских праздников возобновились, однако с началом Первой мировой войны дискуссия утратила свою актуальность. Четыре года окопной жизни, последующие революции и два года гражданского конфликта превратили пышные полковые праздники в ностальгический сон «о старой доброй армии».
Сегодня в Украине нет корпоративных военных праздников. Армия отмечает свой День, дни родов войск и... всё. Больше нет праздников. Правительство запретило военным отмечать корпоративные дни (боится заговоров?), оставив им серые будни.
Результат — солдаты и офицеры ментально разобщены, нет «чувства локтя» и... есть атмосфера мертвой подёнщины. Атомизированное либеральное общество породило армию по своему образу и подобию.
