Если собрать все полнометражные игровые фильмы, посвящённые жизни Тараса Шевченко, а также экранизации его произведений наберётся около пятнадцати картин. Для сравнения: по произведениям Шекспира снято больше 800 экранизаций, а по Льву Толстому около 160. И это не учитывая десятков байопиков о жизни как первого, так и второго.
Единственное, в чём Шевченко может дать фору абсолютно любому другому писателю количество памятников. Во всём мире насчитывается около 1100 монументов, посвящённых Кобзарю. Больше только у тоталитарных вождей и Неизвестного солдата.
Вот и получается, что в ХХІ веке, когда подрастающее поколение осваивает компьютер раньше, чем учится читать, память о Шевченко застыла в архаичных скульптурных формах. Отчасти именно из-за такого вопиющего ретроградства Шевченко выпадает из кругозора современного человека. Вот и получается, что о его произведениях вспоминают в основном в школах и на официозных праздниках-юбилеях. Так что легче встретить дельфина, привязанного к трактору, чем типичного обывателя, который бы обсуждал произведения Кобзаря в разговоре с друзьями.
В таком случае разговоры о «величии», «бессмертии» и «гениальности» Шевченко не более, чем банальные фразы, которыми фонтанируют школьные учителя.
Величие личности это не только её личные достижения, но и масштаб, с которым эти самые достижения отображаются в окружающем мире. И если современное поколение не видит хотя бы в отдельных произведениях Кобзаря что-то понятное, близкое своей собственной жизни, модное, в конце концов, о каком «величии» может идти речь?
Ещё несколько лет назад Шевченко был безнадёжно далёк от массовой культуры. Сегодня же можно назвать лишь с десяток серьёзных современных украинских художников, которые «переводят» образ Кобзаря на язык современного искусства.
Ну, а с кинематографом всё намного печальнее. Последняя на сегодняшний день полнометражная лента о жизни и творчестве Кобзаря была снята ещё в 1999 году. А до этого был байопик аж в 1964 году. Ну а с экранизациями его произведений ситуация и вовсе безнадёжная. Если не считать телемувики и телеверсии спектаклей, то последний на сегодня игровой полнометражный фильм по его произведению появился в далёком 1963 году.
До недавнего времени была надежда, что в следующем году выйдет фильм Михаила Ильенко «Толока», сюжет которого опирается на стихотворение Шевченко «У тієї Катерини хата на помості...». Эта лента должна была охватить 400 лет истории нашей страны такая себе фантасмагорическая панорама нации.
Тизер фильма «Толока»
Премьеру фильма планировали приурочить к празднованию двухсотлетнего юбилея Шевченко. Правда, осенью продюсеры картины сообщили, что один из частных инвесторов прекратил финансирование, и проект был заморожен.
Не менее амбициозный фильм о жизни Шевченко во время солдатской службы в Казахстане планирует снимать Александр Денисенко. Называться он должен «Тарази. Прощание с пустыней». Правда, как говорит сам режиссёр, пока что никаких сдвигов в работе над этой лентой нет.
Учитывая состояние отечественной индустрии такая ситуация закономерна. Полуживое отечественное кино держится на капельнице госбюджета. И снять фильм, который бы был сопоставим по масштабу с творчества самого Шевченко, в обозримом будущем у нас никто не сможет.
Выходит, что наиболее внятным экранным отображением Шевченко остаются во многом лживые, вульгарные и наполненные идеологическими манипуляциями советские фильмы.
Первая в истории экранизация произведения Шевченко фильм «Катерина» (1911) как и большинство других отечественных лент
В 1926 году на экраны вышла двухсерийная картина Петра Чардынина «Тарас Шевченко», ставшая первым отечественным байопиком. Сюжет фильма иллюстрирует ключевые эпизоды из жизни и творчества Кобзаря. Главную роль в нём сыграл один из наиболее ярких актёров своего времени Амвросий Бучма. А художественным оформлением ленты занимался выдающийся художник Василий Кричевский. Эта постановка стала одной из самых дорогих для своего времени.
Амвросий Бучма в роли Тараса Шевченко
Усилия в работе над картиной не были тщетными она стала самой кассовой среди всех премьер года, а также с успехом шла в зарубежном прокате. Сегодня же этот фильм выглядит, как письмо в бутылке, брошенное с тонущего корабля украинской интеллигенции
В 1929 году художник-многостаночник Иван Кавалеридзе снимает фильм «Ливень», сюжет которого основан на поэме «Гайдамаки». Замысловато-эстетский язык этой ленты во многом опережал своё время. Акцент в ней был поставлен на пластику, а формообразующим элементом в этом изысканном зрелище было освещение.
В 1933 году Кавалеридзе снимает «Колиивщину», сценарий для которой ему пришлось переписывать 17 раз. Чугунный идеологический прессинг был закономерным последствием сталинского террора, набиравшего оборот в те годы. Однако именно этот фильм многие критики считают лучшим в творчестве режиссёра.
Отрывок из фильма «Колиивщина»
Спустя три года скульптор-режиссёр снимает ленту, в которой вольно интерпретируется поэма «Кавказ». Назвал он фильм «Прометей». В центре его сюжета крепостной парень, которого пан отдаёт в солдаты на Кавказ, а его невесту гонит в публичный дом. По возвращении же парень организовывает крестьянское восстание. Явная аллегория на советскую тиранию в этой картине разозлила самого Сталина. Но даже несмотря на это, она вышла в прокат. Правда, «загадочным образом» до наших дней не сохранились эпизоды ленты, в которых появляется сам Тарас Шевченко.
Это исчезновение поэта стало в некоторой степени символичным следующий раз нефальшивый экранный образ Кобзаря появится лишь спустя 56 лет. В ленте «Поэт и княжна» (1999).
То, как относились в творчеству Шевченко в СССР на протяжении последующих двадцати лет красноречиво показывают два варианта экранизации его пьесы «Назар Стодоля». Несмотря на кровавую баню 1937 года именно тогда вышла наиболее правдоподобная и добротно сделанная лента режиссёра Георгия Тасина. Ну, а одноимённая лента
Отрывок из фильма «Назар Стодоля» (1937)
Если в фильме
Ярким примером советских манипуляций с образом Кобзаря стал фильм Игоря Савченко «Тарас Шевченко» (1951). Главную роль в нём сыграл Сергей Бондарчук. Эта лента безбожно искажает биографию поэта. Создавалась она словно лишь для того, чтобы вписать образ Кобзаря в матрицу совковой идеологии.
Сергей Бондарчук в роли Тараса Шевченко
Чтобы не тратить время на описание всей фальши, от которой фильм просто-таки трещит по швам, отмечу лишь финальную сцену картины. В ней Тарас Григорович слёзно благодарит своих «русских друзей» за то, что они вручили ему русскоязычные переводы его поэзии (sic!).
Пошатнуть этот образ лже-Шевченко попытался режиссёр Владимир Денисенко. В 1964 году он снял картину «Сон» с Иваном Миколайчуком в главной роли. Этот фильм далёк от идеала. Его авторы пытались создать не внятный образ Кобзаря, а всего лишь актуализировать его для своей эпохи. Показательным в этом плане является первая сцена фильма, в которой российские чиновники допрашивают Шевченко. Такие же вопросы приходилось слышать и украинским диссидентам тех лет.
Иван Миколайчук в роли Тараса Шевченко
В 1959 году вышел фильм-балет «Лилея», поставленный по мотивам «Кобзаря». Несмотря на свой монументально-эпический размах он так и остался лишь эстетской забавкой.
В 1963 году по мотивам оперы Михаила Вериковского был снят фильм «Наймычка», сюжет которого основывался на одноимённом произведении Шевченко. Пугающе-символичной выглядит сегодня история, рассказанная в этой ленте. Сельская девушка, забеременевшая от заезжего солдата, остаётся в полнейшей нищете. Чтобы спасти своего младенца, она подбрасывает его в богатую бездетную семью. А со временем и сама нанимается в эту семью наймычкой, чтобы быть ближе к своему сыну.
Есть все основания считать эту ленту аллегорией своего времени. Вся украинская культура
В 1964 году появляется телевизионный байопик «Страницы жизни», в котором Шевченко сыграл Дмитрий Франько. И лишь после более чем двадцатилетнего перерыва появляется фильм-спектакль «Капитанша» (1987). Обе эти ленты сегодня валяются где-то в архивах. Так им и место...
Богдан Ступка в роли Тараса Шевченко
За годы независимой Украины Шевченко появлялся на экранах благодаря одному лишь режиссёру Станиславу Клименко. В период с 1992 по 1999 годы он снял двадцатисерийный сериал «Тарас Шевченко. Завещание», ориентированный на школьников.
На основе последних трёх серий режиссёр смонтировал полнометражную картину «Поэт и княжна» (1999). Фильм посвящён периоду «Трёх лет», в течение которых Шевченко написал львиную долю своих стихотворений.
Последним на сегодня фильмом Клименко о Кобзаре стало «Братство» (2005). Но как и предыдущие картины о Шевченко, он не стал событием.
Словом, не везёт Тарасу Григорьевичу с кинематографом. По произведениям «нашего всего» для русского человека Пушкина, Достоевского, Толстого и т. д. сняты сотни фильмов, среди которых наберётся пару десятков истинных шедевров. При этом о Тарасе Шевченко и по его произведениям снято менее двух десятков лент. Больше половины которых идеологические агитки полувековой давности. Грустно. Ведь это значит, что и в дальнейшем обсуждать произведения Кобзаря будут реже, чем привязывать дельфинов к тракторам.