Обычно художники начинают заниматься кинематографом, когда в их стране достаточно сильно развита киноиндустрия. В таком случае возможность снимать фильмы получают не только профессионалы, талант которых ограничивается рамками кино, но и люди из смежных профессий.
Если бы во Франции или США кинематограф не был развит настолько сильно, мы бы, наверняка, никогда не увидели прекрасные фильмы художника Джулиана Шнабеля («Скафандр и бабочка», «Баския») или авангардные ленты Энди Уорхола.
Каждый раз, когда художник меняет кисть на кинокамеру, в кинематографе происходит маленькая революция. Кино в таком случае, словно блудный сын после долгих мытарств, возвращается к своему родителю живописи, дабы получить ответ на вопрос: «Как жить дальше?»
Даже в лучшие времена существования украинского кинематографа его уровень не достигал величия, скажем, даже польского кино. Однако всегда на территории нашей страны находились живописцы, которые осваивали кинематограф, дабы расширить рамки своего творчества.
Одним из первых украинских мастеров, перешедших из изобразительного искусства в кинематограф стал Иван Кавалеридзе. Бурный экспериментатор и неутомимый труженик, он установил целый ряд памятников по всей Украине. Длинный список его монументов венчают «Артём» в Святогорске и памятник княгине Ольге на Михайловской площади в Киеве. Однако в результате диких политических пертурбаций
Правда, целлулоидная плёнка оказалась не прочнее мрамора или бронзы, и его первый фильм «Ливень» (1929) был уничтожен. Однако те, кому в своё время удалось посмотреть эту картину, отмечают, что режиссёру удалось уникальным художественным образом пересказать сюжет поэмы Тараса Шевченко «Гайдамаки». Изысканно-эстетский язык этой ленты балансировал где-то между скульптурой и кинематографом.
Акцент на пластических решениях встречается и во многих других его лентах. Однако в те годы кино только-только обрело голос. А экранные герои тогда в большинстве своём перемещались словно на ходулях, а не летали в киберпространствах. Так что излишняя картинность киноязыка Кавалеридзе выглядела гармонично.
В этом отрывке из его фильма «Колиивщина» (1932) видно, что режиссёр сделал акцент на освещении героев ленты. Связанный крестьянин «перегрет» белым цветом, в то время как священник освещён плохо. Так художник подчёркнул праведность первого и нечестивость второго. Сегодня этот приём стал для кинематографистов хрестоматийным. Тогда же это был ещё сугубо живописный ход.
Часто к кинематографу обращались и другие художники, работавшие на территории Украины. Одним из первых в этом плане стал Василий Кричевский, который оформлял фильмы ключевых для Украины режиссёров Петра Чардынина и Александра Довженко. Кстати, показ фильмов, для которых он создавал декорации и костюмы, продлится в столичном Национальном художественном музее до 11 ноября.
Отрывок из фильма Довженко «Звенигора» (1928), в создании которого принимал участие Василий Кричевский:
Из ныне живущих украинских художников наиболее активно занимаются кинематографом Игорь Подольчак, Оксана Чепелик и Юлия Лазаревская. Современная украинская киноиндустрия даёт возможность снимать фильмы далеко не всем профессиональным режиссёрам не то, что людям из смежных профессий. Однако творчество, по крайней мере, этих трёх художников создаёт видимость, что в нашем кинематографе найдётся место даже экспериментаторам. Неудивительно, что вместе с премьерой каждой новой ленты этих украинских художников в публике проносится удивлённое: «Как ИМ удалось снять ТАКОЙ фильм в Украине?»
Свой творческий путь Игорь Подольчак начал с живописи, но уже вскоре начал работать во многих других жанрах изобразительного искусства. Так что после освоения видеоарта, фотографии и перформанса он взялся и за покорение кинематографа.
В 2008 году вышла его дебютная полнометражная лента «Las Meninas». Некоторые критики назвали этот эстетско-экспериментальный фильм «новым словом в кинематографе». Эта картина участвовала в 27 международных кинофестивалях и, судя по тому, что ни на одном из них так и не получила ключевой награды, вряд ли является действительно «новым словом в кинематографе». Сегодня приходишь к мнению, что это, скорее, новое слово для видеоарта, в котором практически каждое удачное творение является в некотором смысле «новым словом».
Эпатаж в фильмах Подольчака тесно переплетается с философствованием. А откровенность граничит с патологией. Нередко в своих лентах Подольчак эксплуатирует приём «оживших картин». Статичные, скрупулёзно выстроенные композиции кадров в таком случае выглядят красноречивее, чем любой экшн. «В каком бы жанре ты ни работал ты продолжаешь красить одну и ту же картину... Кино открывает большие возможности, чем живопись, ведь оно динамичное и существует во времени», размышляет Игорь Подольчак.
В 2012 году вышла его вторая, не менее провокационная, экспериментальная, вызывающая, экстравагантная и, наконец, прекрасная полнометражная лента «Delirium»:
Кинематограф и видеоарт открывают дополнительные пространства и для творчества Оксаны Чепелик. Её смелые видеоработы это поиск новой творческой реальности и, вместе с тем, критика упаренного мрака украинских реалий. Это фейерверки образов и чётко продуманные матрицы смыслов. На сегодняшний день в её фильмографии около 20 лент, а также целый ряд работ, выходящих за рамки традиционного кинематографа.
Контурное представление о видеотворчестве Чепелик можно сформировать по этим пяти фрагментам из разных её проектов.
Художница свободно путешествует как по самым разнообразным жанрам и стилям, так и по самым неожиданным темам. Акцент же в её работах сделан, прежде всего, на философских, социальных и этических вопросах.
В творчестве вышеупомянутых художников кино существует отдельно от остальных жанров, которыми они занимаются. А вот Юлия Лазаревская иногда использует фильмы для того, чтобы в какой-то мере расширить пространства её живописных полотен и фотографий.
Её произведения создаются словно под действием невыносимой лёгкости бытия. Калейдоскопические ассоциации в её фильмах расширяют внутренний космос зрительского сознания до бесконечности. Например, короткометражка «Меандр» (2011):
В меньшей мере, но кинематографом занимаются и такие украинские художники, как Анатолий Степаненко, Ирина Смирнова и другие.
История отечественного кинематографа это летопись, созданная личностями, а не поколениями. Нередко этими личностями становились чиновники, ухудшавшие или улучшавшие положение дел в киноиндустрии. Актёры, сумевшие гармонично перенести стиль нашего легендарного театра на широкие экраны. Режиссёры, не отступавшие от своих творческих замыслов, несмотря на перманентно-неблагоприятные обстоятельства...
И, конечно же, художники, провозглашавшие свободу творчества, когда для этого в кинематографе не существовало, по сути, никаких условий, и прививавшие прогрессивный авангард к дичке местечкового украинского кино.