«Только не огнестрельное, а любое другое (химическое? авт.) оружие способно защитить сирийские памятники археологии, истории и архитектуры». Такая мысль фоном присутствовала в интервью доктора археологии и палеонтологии Махара Абдель Харима из университета «Тишрин» сирийскому телеканалу в городе Латакия.
Этот провокационный тезис не сформулирован напрямую, однако для всех специалистов эмоциональная реакция ученого на массовое разрушение памятников археологии, которое происходит уже два года в ходе гражданского конфликта в Сирии, понятна.
Все раскопанные древние поселения, городища и некрополи считаются уничтоженными для потомков, если они не существуют в полевых чертежах, археологических отчетах и музейных экспозициях.
Правительства Хафеза Асада, а затем и Башара Асада приняли целый комплекс юридических мер, направленный на защиту культурно-исторического наследия. Охранное законодательство Сирии одно из самых жестких в арабском мире. За разрушение памятников истории и археологии здесь можно запросто получить пожизненное заключение, в особых случаях смертный приговор.
Строительные компании, землевладельцы и арендаторы, прежде чем «воткнуть лопату в землю», вынуждены идти на существенные расходы для того, чтобы оплатить археологическую экспертизу территории будущей застройки.
Суровые правительственные мероприятия оправданы тем, что современная территория Сирийской Арабской Республики буквально нашпигована различными памятниками древних культур.
Сирия колыбель человечества. Около 12 000 лет назад она стала одним из центров докерамического неолита. Археологи обнаружили здесь два поселения Мурейбетской культуры. Автохтонное население изготавливало посуду из камня, гипса и обожженной извести.
Городская цивилизация появилась здесь в четвертом тысячелетии до нашей эры. Это была экономическая ойкумена человечества, земля, где сходились торговые пути всего Древнего мира. Финикийцы везли сюда товары из стран бассейна Индийского океана, евреи-рахдониты контролировали Великий шелковый путь, египтяне «держали» африканскую торговлю (вплоть до Нубии), а греки обеспечивали северные коммуникации будущего янтарного обмена.
Город Дамаск, возникший на карте в начале XVI века до нашей эры, стал прототипом современной международной товарной биржи. По мнению специалистов, здесь уже существовали безналичный расчет, страхование рисков и фьючерсные сделки.
В 1975 году археологи обнаружили на территории города Эбла (современный Телль-Мардих) древнейшую библиотеку, содержащую более 17 тысяч глиняных табличек, посвященных развитию ремесел, сельского хозяйства и искусства. Местные жители занимались обработкой дерева, слоновой кости, жемчуга и выплавкой металлов. Существовало развитое ирригационное земледелие, домашнее скотоводство.
В XXIII веке до нашей эры перекресток свободной торговли был завоёван Аккадом. Затем на землю Сирии вторглись ханаанские племена, образовавшие множество мелких государств.
За полтора тысячелетия эта стратегическая территория последовательно переходила к гиксосам, хеттам, египтянам, арамеям, ассирийцам, вавилонянам, персам, македонцам, державе Селевкидов и армянской империи Тиграна II Великого. В 64 году до нашей эры Сирия надолго превратилась в провинцию Римской империи.
Древняя Сирия занимает важное место и в истории христианства. Согласно Библии, апостол Павел принял веру по дороге в Дамаск, а потом жил в Антиохии, где ученики Христа впервые стали называться христианами.
Ислам закрепился здесь в 661 году, и Дамаск стал столицей Арабского халифата. Это было могущественное государство, власть которого простиралась от Пиренейского полуострова до Центральной Азии. Город почти на сто лет стал культурным и экономическим центром всего арабского мира.
В XII веке на этой территории были образованы государства крестоносцев, просуществовавшие менее сотни лет. Затем Дамаск попал под власть мамлюков и превратился в провинциальный центр их империи.
В 1400 году Сирия подверглась нападению со стороны тюрков из Средней Азии. Тамерлан разрушил Дамаск и вывез все его богатства в Самарканд. С 1517 года Сирия на четыре века вошла в качестве провинции в состав Османской империи.
Сто пятьдесят лет подряд археологические экспедиции всего мира плотно занимались раскопками памятников на этой территории. Культурный слой здесь разнообразен и привлекал египтологов, античников, арабистов из разных стран. В 2010 году 40 историко-археологических объектов Сирии были включены в общий список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Ранее сюда попали: старый Дамаск (включен в 1979 году); древняя Босра (1980); древняя Пальмира (1980); старая часть города Алеппо (1986); крепости Хосн аль-Акрад и Салах ад-Дин (2006).
Правительство активно финансировало составление национального реестра археологических памятников. При содействии Генеральной дирекции музеев были классифицированы и занесены в базу данных около 100 главных объектов, причём в общей сложности количество памятников архитектуры, истории и археологии, подлежащих документации, составило более 3000.
Рабочая группа уже завершила идентификацию и составление базы данных более 90% археологических объектов, расположенных в самом Дамаске и на территории провинции Дамаск, но... гражданская война прервала эту работу.
Сегодня ситуация с сохранностью культурно-исторического наследия Сирии переживает то, что большинство экспертов определяют как гуманитарную катастрофу, касающуюся исторической памяти не только сирийского народа, но и всей человеческой цивилизации.
По материалам репортажей CNN, электронных и печатных СМИ можно обнародовать приблизительный перечень полностью разрушенных памятников археологии и архитектуры в ходе сирийского гражданского конфликта. Выглядит он так:
частично уничтожены 11 некрополей (Селевкиды, христианство, римское время и арабский халифат);
разрушены крепость XIII века и Великая мечеть XII века в городе Алеппо;
артиллерийским огнем снесена церковь крестоносцев в знаменитом замке Крак де Шевалье;
в 70 милях к северо-востоку от города Дейр-эз-Заур были разрушены стены и башни древней цитадели аль-Мадик.
в ходе ожесточенных боев полностью уничтожено греко-римское поселение вокруг Алеппо;
несколько снарядов повредили замечательно сохранившийся римский амфитеатр в Восоре;
в результате взрыва пострадали комплексы византийских зданий в аль-Бара, Дейр Айн Санбел и Лароз в северной Сирии;
обстрелян и частично разрушен монастырь Сайданая, основанный еще византийским императором Юстинианом;
уничтожены мусульманские святыни в Дамаске: мечеть, построенная между 706-715 годами на месте древних храмов Хадад и Юпитера, и церкви Святого Николая и Иоанна Крестителя;
осколками снарядов поврежден мавзолей знаменитого Саладина (Салах ад-Дин,
Этот скорбный список можно продолжить. Десятки зон археологических раскопок пострадали в провинции Дараа от террористических группировок.
Согласно информации управления археологии, предоставленной директором Мухаммадом Насраллой, археологические раскопки были здесь прекращены в следствие неоднократных нападений террористов, многие из памятников разграблены. Уничтожены исторические объекты, представляющие собой мировую ценность.
Недавно в Сети появилось видео, снятое 15 марта 2012 года. Неизвестный оператор заснял танк, стреляющий с холма по руинам, и взрыв гранаты в цитадели Кальат аль-Мудик (Qalat al-Mudiq). Там, за полуразрушенными стенами, возраст которых примерно 3 тысячи лет, замаскировалось подразделение сирийской армии. Бульдозер расчистил дыру в стене, чтобы создать танку удобный сектор обстрела.
Двумя днями ранее, сообщил безымянный комментатор, музей в караван-сарае у подножия крепостного холма, был взломан, римские мозаики в древних руинах отколочены при помощи зубил и расхищены. Теперь древняя крепость принадлежит снайперам и... «чёрному рынку».
Лондонский еженедельник Sunday Times весной этого года провел журналистское расследование и пришел к выводу, что на деньги, полученные от реализации культурно-исторических ценностей, повстанцы покупают оружие и боеприпасы.
Сейчас в Сирии, считают журналисты, разграблены треть музеев и около 20 уникальных археологических раскопов. Гражданская война создала здесь антикварный рынок, объем которого, по мнению экспертов, доходит до 2 миллиардов долларов.
Эмоциональное интервью сирийского археолога Махара Абдель Харима, призывающего применять «любое другое оружие», чтобы не разрушать уникальные памятники истории, это не провокация и не прямой призыв к правительственным войскам травить вооруженных оппозиционеров газами. «Сохранить культурно-историческое наследие страны для всего человечества, подытожил ученый, необходимо путем немедленного прекращения боевых действий и организации мирной конференции с участием всех заинтересованных политических сил».




