Раздутый до безобразной величины с момента своего выклевывания из яйца, Дэн Браун давно перешел из категории «новых литературных открытий на грани сенсации» в категорию «стилистически и содержательно нудный тупень, страдающий самоповторами». И все не уймется, продолжая строчить о бесстрашном обличителе религиозных догм профессоре Роберте Лэнгдоне. А вот вам и кое-что новенькое...
...с «оригинальным» названием «Инферно» (о новой книге Брауна мы уже ранее писали ред.). Сойдет, лишь бы загадочно. Читать эту дрянь или смотреть ее будущую экранизацию нет никаких сил. Лучше разобраться, зачем она появляется с такой завидной регулярностью.
Классическое промывание мозгов и навязывание стереотипов больше не работают, христианской церкви все труднее бороться за умы и души, соперничая с информацией. Возможность открыто получать ее, сопоставлять и делать собственные выводы обесценивают роль Ватикана как наместника, посредника и эксклюзивного торгового представителя бога на земле.
Это самая большая проблема не только христианской церкви, а всех без исключения современных иерархий. Теперь, чтобы удержать паству, с ней нужно считаться, а не отмахиваться, как от назойливой мухи. И уж тем более не сжигать самых умных и суетливых на инквизиторских кострах. Лучший из доступных способов поговорить по-хорошему, уважить, попытаться убедить, а если не получается, пристыдить. Но не морализаторствуя, а развлекая.
Примерно по такому рецепту приготовлены все книги Дэна Брауна и их экранизации. Перед создателями стояла важная задача, ведь цикл посвящен не просто иерархии в виде какой-нибудь посттоталитарной спецслужбы, а Ватикану. «Дэнбрауновские» книги и фильмы попытка, ни много ни мало, изменить негативное мнение о христианской церкви, складывавшееся столетиями.
Поэтому зрителю первым делом обрисовывают глобальность происходящего с ним ужаса. Мир практически на пороге катастрофы, которую символизирует что угодно, например, небо, затянутое тучами. Мы сразу должны понять, что конец света близок, ибо, по описаниям, он примерно так и выглядит. Что ж, действительно похоже на второе пришествие. В одном из типичных сюжетов дэн-браун-цикла безответственные ученые создают коллайдер и вот-вот собираются его запустить, чтобы воссоздать сотворение мира в миниатюре. Примеряют божьи одежды, что само по себе, с точки зрения Ватикана, страшное преступление. Причем последствия таких экспериментов могут быть чудовищными. Об этом ответственно заявляет Ватикан, но ученые неумолимы. Тем временем, в самом Ватикане, превращенном в пуп Земли, накаляются страсти и интриги. Мир напуган. Рим забит многотысячными делегациями от всех стран и народов. Напустив на зрителя достаточно страху, создатели переходят к делу а-ля «форт Буайяр»: Лэнгдон во главе толпы полицейских и экспертов безостановочно мчится на всех видах транспорта с миссией спасения.
Добравшись с визгом и проклятиями до очередной цели, кто-то из команды начинает искать ключ, а остальные подбадривают его, в азартно-игровых традициях «Форта Буайяр: «Молодец!», «Не туда!», «Хватай кольцо справа!», «Ротозей!», «У тебя остались две минуты!», «Выходи, нам здесь ничего не светит!». После чего команда спасателей срывается с места и мчится в другом направлении, в следующий сюжет, где в переплетении бесконечных улиц происходит то же самое, только в другой столице Европы. Беготню сопровождает жалобное пение закадровых монахов, подключенных к электронному биту.
Ни кино, ни топорное искусство самого Дэна Брауна не в состоянии оживить схематичного Лэнгдона, поэтому его всегда сопровождают красотки в роговых очках, черной коже и с «расширенными от ужаса глазами». Из фильмов выбрасывают все скучные предыстории и подробности их знакомства с Лэнгдоном, лишая кинозрителя возможности в очередной раз порадоваться за неутомимого гарвардского обличителя. Известно лишь, что даже в самых скучных лабораториях мира этому счастливчику непременно попадается готовая на все девчонка, «высокого роста, стройная и грациозная, с красивым глубоким загаром и длинными черными волосами». По условиям сценария, женщины Лэнгдона не должны отпугивать закомплексованного зрителя, поэтому они, как одна, «не поражают божественной красотой». Впрочем, «даже с расстояния двадцати ярдов заметна переполняющая их вполне земная плотская чувственность».
Эти шальные девчонки переполнены не только плотской чувственностью, но и стремлением безостановочно изобретать непреодолимые сюжетные сложности нашему неповоротливому герою.
Книги Брауна, от которых, к их профессиональной чести, сценаристы фильмов регулярно не оставляют камня на камне, практически заново создавая всю историю и диалоги, схематично перемежаются вялотекущим действием и скучными монологами героев о христианстве и масонстве. Спутники эксперта по религиозной символике Роберта Лэнгдона только и ждут удобного момента, чтобы расспросить его. А тот, невзирая на затруднительность иных перипетий, всегда с готовностью разражается неторопливыми многостраничными справками, взятыми из энциклопедии. Пик книжных злоключений какая-нибудь нудная и затянутая потасовка Лэнгдона с главным маньяком-масоном-иллюминатом-киллером. Иллюминат обезврежен, Лэнгдон молодец.
И вот тут-то зрителя, немного отвлекшегося от ватикан-блюза, вдруг должно осенить: Ватикан не статья в википедии, не закрытое общество гомосексуалистов, педофилов, угрюмых наследников инквизиции, ненавидящих прогресс и живущих устаревшими догмами.
Нет, ну что вы.
Это живые люди, веселые и строгие, молодые и старые, передовые и консерваторы. Почти все они, такие непохожие друг на друга, ежесекундно думают только о судьбах человечества. А если в прошлом иногда и сжигали иного Коперника на костре, так кто без греха? И потом, не со зла сжигали, а во имя блага самих же ученых и других смертных, слишком несознательных, чтобы без вреда для мира пользоваться открытиями науки.
Примерно такие речи произносят ближе к финалам фильмов главные герои, служители церкви. «Разве Ватикан когда-нибудь оспаривал научные открытия?», спрашивают они, мужественно глядя в зрительный зал. И сами же себе отвечают: «Ни-ни! Наоборот, это вовсе не в его интересах, ведь все научные открытия только лишний раз подтверждают существование бога и божественное сотворение мира. Да и чего греха таить, все открытия ученых Ватикан знает наперед и легко предвидит. Чего ж тогда не делится? Так ведь слишком поспешное развитие науки только вредит человеку, который тут же обращает открытия во зло и начинает забавляться ядерными взрывами и коллайдерами. Не писать же на упаковке каждого научного изобретения: «Ватикан предупреждает...».
Сюжеты намеренно затрагивают самые болезненные для Ватикана замечания: Библия просто переработанный сборник древнейших легенд, все символы и даты христианства заимствованы из языческих религий. Поскольку в век Интернета замалчивать это смешно, тема «смело» представлена и в книгах, и в фильмах. Но и объяснения подготовлены. Да, Ватикан не спорит, заимствований много. Но это, черт подери, тоже в интересах людей!
Ведь именно в таком виде им было проще принять новую веру.
Здесь зритель должен прослезиться от сочувствия к бедному Ватикану, который столетиями страдал из-за того, что был неправильно понят, но молчал из врожденного благородства, и молча трудился, сжигая на кострах инквизиции наиболее вредоносных ученых и ведьм.
Жаль, что не всех сжег!
Ведь именно эти масоны-сатанисты, как оказывается, живы (в книгах и фильмах уж точно) и, прикрываясь наукой, мечтают уничтожить Ватикан и установить мировое господство. Руководят Штатами, пролезли в Белый Дом, исчеркали всю однодолларовую купюру своими символами. В фильмах и книгах их упорно называют сатанистами, хотя на самом деле пересказывается история бежавших в свое время от произвола и инквизиции церкви ученых и просто здравомыслящих людей.
В Ватикане случаются и свои вредители, перегибы, шпионы, работающие на вражеские разведки, но создатели фильмов говорят об этом в открытую. Пока потрясенный зритель дожевывает очередной куплет ватикан-блюза, сценаристы заботливо подсовывают ему очередную приправу. Церковь, конечно, не идеальна, но только потому, что все мы люди. А кто лучше? Преступники? Политики? Проститутки? Продажные журналисты?
А Ватикан все-таки помогает сирым и убогим, вселяет в них веру. Да и кардиналы не жадные до денег и мальчиков старики-миллионеры, а крепкие, умные мужики, отнюдь не глупее сатанистов, и знают, как поставить их на место.
Главное, и зрителя настойчиво подталкивают к этому осознанию, церковь столп, на котором покоится относительное равновесие мира. Не станет церкви, и человечество само обрушит себя в геенну огненную, как это наглядно показывают в фильмах.
Вы еще не поняли, кто у Дэна Брауна ангелы и демоны?