Забавно, что нестяжательский стиль нового папы в свое время сильно задел сначала гражданина Денисенко (патриарха Филарета), а не каноническую УПЦ. Видимо, ей управляют люди поумнее, похитрее, поэтому они промолчали. Однако и этот самоподрыв Филарета, и последующие длинные пасхальные оправдания руководителя РПЦ Кирилла со свитой свидетельствуют о том, что серьезность намерений римского архиепископа их обеспокоила. И это неудивительно.
Нет, автор отнюдь не призывает священников ходить в рубище, питаться корешками и жить в лесу. Это из нездорового. Но общество «мир» если оно более или менее адекватное, не считает роскошный образ жизни пастырей (для атеистов «служителей» или «работников» культа) подобающим.
Может быть, это прозвучит жестоко для людей, глубоко погруженных в религиозные переживания, но в украинских селах дети в основном стремятся в менты или священники ради гарантированного дохода. Или хотя бы, чтобы ездить в «панському вагоні». Это так купейный вагон называют в самых забитых уголках западной Украины (подслушано в августе 2005 года в общем вагоне поезда Чоп-Солотвино). Не находите, что это далеко от идеала служения Богу, изучения Священного писания, или спасения своей собственной или чужой души?
Ладно бы, если бы система отбора как-то отфильтровывала подобные кадры, но надежда на это невелика: деградация постсоветского социума, пронизанного анархическим («диким») капитализмом, постулирует как раз негативный отбор. Вот член приемной комиссии рядом добавляет к этому пассажу: согласно правилам приема в ряд наших университетов единственная специальность, на которую принимают выпускников, не прошедших ВНО (можете представить этот контингент и средний балл аттестатов) это теологическое отделение! Гумилёв, к слову, подобных кадров, пролезших наверх благодаря негативному отбору, называл «субпассионариями». Их функция разлагать государства.
В католицизме, между тем, происходит иной процесс. Да, его атакуют сексуальные меньшинства извне, а изнутри измученные целибатом иереи. Но это явно не самое главное. Католики оперативно реагируют на общественно-политический и научно-экономический процесс, на глобализацию они не заняли по отношению к нему тупиковой и заведомо проигрышной позиции, наподобие мусульман.
Пусть нынешний папа и этнический итальянец, но из Латинской Америки, из ее процветающей, но обуреваемой противоречиями части Аргентины. Это Zeitgeist, «дух времени» Франциск I ему полностью соответствует. Аргентина развитая страна, но с агрессивными слоями и группами населения, которые не вписываются в иерархию «золотого миллиарда». Это европейско-креольское общество и индейские закоулки, что теперь важно, ведь «чавизм» на севере континента породил моду на «возвращение к корням»: социализм нашли у майя покойный Чавес и живой Моралес. Это и печальное наследие авторитаризма, и трудные вопросы наследия тоталитаризма европейского (десятки тысяч нацистов бежали в Аргентину). В общем, как видим, полный символический комплекс современности.
Не рискну судить, должно ли православие что-то противопоставлять этой обновленной (социал-консервативной) платформе Рима или просто идти в тренде. Но дело в том, что русское православие (как, кстати, и греческое) стоит на платформе национал-консервативной. Причем и «Киевский патриархат», и автокефалистская партия внутри УПЦ стоит на той же платформе, но смягченной рынком, тем самым анархическим (а значит коррумпирующим) капитализмом. И эта позиция откровенно обречена на неудачу с точки зрения общественного мнения, которое в значительной мере формируется медиа-сообществом.
При этом не следует считать, что медиа-сообщество заражено поголовно «бесовством» и намеренно «третирует попов». Ведь ни к чему конструктивному вражда со СМИ не приводит. Просто следует задуматься: не знаю, униат ли Дмитрий Фирташ, но с целью выглядеть прилично на Западе он существенно помогает украинскому католическому университету. В Черновцах есть интеллигентская традиция, ныне активно возрождаемая, ночью на крупные религиозные праздники обходить все церкви.
В православных толпы бытовых «пелагеян». Это и не хорошо, и не плохо просто факт. А бытовые «пелагеяне» это такая любопытная ересь. Цитата из современного русского философа Виктора Милитарева: «Под бытовым пелагианством я понимаю религиозность огромной части нашего народа, которая именует себя православной, но в церковь практически не ходит. (...) В чем он выражается? Эти люди считают себя верующими, православными, но в церковь практически не ходят, кроме особой группы случаев. На Пасху имеют обычай выходить на улицу и, как они выражаются, смотреть за крестным ходом. К Пасхе пекут куличи, красят яйца и готовят творожные пасхи, далее разговляются, хотя и не говели. Эти люди крестят своих детей, отпевают покойников и венчают браки. Но не всегда, а только когда считают брак надежным, потому что, по их мнению, венчанный брак должен быть на всю жизнь, без развода».
В греко-католических какая-то более соответствующая религиозному настроению атмосфера. Это мое мнение, хотя я не греко-католик.
Не приносится ли подлинность религиозного чувства в жертву поверхностной бытовой массовости, консьюмеризму? Для нас в Украине не слишком актуальны споры вокруг личного культа первосвященника и впрямь далекого от Евангелия, но побеждает ведь тот, кто властвует над умами, а не над массой. Франциск с большим интересом относится к Украине, в отличие от Бенедикта. Возможно, русским и украинским православным следует начинать что-то предпринимать, чтобы не быть вытесненными с Олимпа политической и экономической власти, завоеванного во времена Перестройки?