У так называемого уполномоченного по защите украинского языка некоего Тараса Кремня наблюдается новое обострение активизма на почве приближения нового этапа украинизации, который наступит 16 января 2021 года. Кстати, дата 16 января является очень «стремной» по причине известных трагических событий, которые последовали после принятия «закона о медиа» 16 января 2014 года...
С 18 января 2021 года на украинский язык помимо сферы услуг должны перейти медицина и внешкольное образование в лице кружков, секций и так далее. Украинизация медицины — это вообще серьезнейшая тема, но мы сейчас о другом.
В связи с этим вышеупомянутого «мовно-уполномоченного», прозванного «шпрехен-фюрером», не по-детски понесло, как Остапа Бендера в немеркнущем шедевре Ильфа и Петрова. Сначала «уполномоченный» на сайте Кабмина поведал «urbi et orbi» (городу и миру) о том, кто должен полностью и окончательно украинизироваться, а затем принялся пугать, что тех, кто будет говорить на другом языке, то есть по-русски, ожидают штрафы.
Патологический «мово-садизм»
При этом сей персонаж, ничего полезного никогда не совершивший, кроме очень непродолжительного периода работы школьным учителем в молодости, забыл упомянуть, что наложение штрафов будет позволено только с мая 2022 года, то есть до этого «светлого будущего» еще дожить надо нам всем — гражданам, стране и так называемым «мовнюкам», которые нетерпеливо потирают руки в предвкушении возможности кого-то штрафонуть «для себе в карман» или даже просто для удовлетворения социально-садистских иррационально-злокачественных страстей, как определил бы сие нездоровое стремление великий мыслитель и психоаналитик Эрих Фромм. Не говоря уже о том, что штрафы у нас налагают не «мовнюки» и прочие элементы, а суд. У нас даже полиция составляет протоколы правонарушений, а потом отправляется с этой часто неграмотной писаниной в суд, где добивается для нарушителей административного штрафа. Именно поэтому за нарушение так называемого карантина мало кого действительно оштрафовали. Потому что очень часто сначала менты не могли грамотно протокол составить, и суд его заворачивал, а потом даже при грамотном протоколе суд заворачивал иск, поскольку не усматривал в действиях фигуранта правонарушения.
В связи с этим возникает следующий вопрос. Почему все эти «мовнюки» и прочая подобная «активизднутая» публика в истеричном припадке рвется к власти, к возможностям кого-то контролировать, штрафовать и так далее? Причем заметим, что ничего путного даже в рамках истерично декларируемого патриотизма и воплей на тему мовы подобный контингент, за редким исключением, в своей жизни не сделал и не сделает.
Интересное наблюдение. Недавно попался на глаза видеоролик о том, как на бывшем флагмане военно-промышленного комплекса СССР киевском заводе «Маяк» разработана некая крупнокалиберная снайперская бронебойная винтовка. Если верить этой информации (за ее объективность автор не ручается), эта «игрушка» с оптическим прицелом и глушителем имеет прицельную дальность до 3 километров и на таком расстоянии способна снести гусеницу танка или даже пробить броню БТР. Какое отношение это имеет к языку? А вот какое...
Дававшие в этом видеосюжете интервью разработчики данного вооружения говорили на чистейшем русском языке.
И это далеко не единственный случай, когда русскоговорящие граждане Украины значат для нее куда больше, чем разного рода националистический элемент, озабоченный преимущественно языком и прочими подобными подробностями.
Кстати, за мовный закон уже чуть было не взялся наш доблестный Конституционный Суд. Но случился известный скандал, вызванный совершенно обоснованным признанием им неконституционными ряда норм закона о противодействии коррупции, после чего деятельность КС оказалась заблокированной и начались закулисные торги. Но если бы мовный закон и закон об образовании в части языка были рассмотрены этим судом беспристрастно, то однозначно были бы признаны неконституционными, поскольку грубо попирают Конституцию Украины и ряд международных нормативных документов, к которым наша страна присоединилась. В дальнейшие на эту тему подробности вдаваться не будем, ибо её приходилось освещать многократно, в том числе недавно и с разных сторон.
Новый этап тотальной украинизации
Не дожидаясь вступления в силу норм нового закона, пресс-служба уполномоченного по мове (то есть среди нахлебников, которых надо содержать налогоплательщикам, числится и эта пресс-служба) через правительственный интернет-портал решила провести подготовительную и разъяснительную работу с народонаселением.
Итак, согласно закону 2704-VIII с изменениями и дополнениями, который принят, кстати, нелегитимно, криминальным способом и с грубейшими нарушениями процедуры Верховной Радой предыдущего состава в 2019 году, с 16 января 2021 года вступают в силу следующие нормы.
Поставщики товаров и услуг обязаны предоставлять информацию о товарах и услугах, а также обслуживать клиентов исключительно на украинском языке. На другой язык можно перейти после персональной просьбы клиента. Кроме того, на украинском языке должна содержаться информация в меню ресторанов, на ценниках в магазинах, в билетах, в технических характеристиках и инструкциях на товары и услуги. Все это в подавляющем большинстве случаев уже и так имеет место, а потому непонятно, зачем было сочинять закон и содержать мовного уполномоченного с пресс-службой и прочими дорогостоящими подробностями.
«Украинский потребитель, наконец, получит право на обслуживание на государственном языке по умолчанию — в супермаркете или в интернет-магазине, в кафе или ресторане, в банке или в аптеке, на АЗС или на вокзале, в спортзале или библиотеке и т. п. Исключений немного: только по просьбе клиента его персональное обслуживание может осуществляться на другом языке, приемлемом для обеих сторон», — цитирует пресс-служба радостное на сей счет заявление уполномоченного.
Но торговлей и сферой услуг дело не ограничится. По словам уполномоченного, речь идет также об образовательных услугах (в т. ч. кружки и секции), медицинском обслуживании, предоставлении социальных услуг и так далее.
То есть теперь в музыкальных школах, внешкольных кружках, в социальных службах, денег на которые катастрофически не хватает, где по причине мизерных зарплат наблюдается нехватка людей и так далее, будут шпионить мовные испекторы, не говорят ли там по-русски.
Стукачество и денежный эквивалент прав человека
Если указанные правила нарушаются, проще говоря, если «мовно-озабоченный» индивид услышал русскую речь (ну не на суахили же могут заговорить в отечественном гастрономе!), этот сознательный патриот всенепременно должен... правильно, «настучать» или, выражаясь интеллигентнее, пожаловаться уполномоченному в электронном или письменном виде. Читая эту норму закона о доносах, товарищи Сталин и Берия на том свете, наверное, ржали, как кони...
Но чтобы не было сильно смешно, уполномоченный по языку напомнил, что за нарушение субъектами хозяйствования указанных норм полагается штраф.
«Секретариат Уполномоченного может осуществлять внеплановые меры контроля относительно нарушений языкового закона. Если такие нарушения в течение года будут повторяться и иметь системный характер, мы имеем право налагать штраф. Казалось бы, кому-то эта сумма небольшая (от 5100 до 6800 грн), но она будет бить не столько по карманам бизнеса, сколько — по репутации. А это как раз то, что нарабатывается годами», — цитирует уполномоченного пресс-служба.
О том, что возможность налагать штрафы появится только с мая 2022 года, выше уже сказано, и непонятно, почему эта информация не содержится в заявлении пресс-службы. Точно так же в этом заявлении ничего не говорится о том, что, опять повторим, штрафы за административные правонарушения налагает суд, а «мовно-уполномоченный» только составляет соответствующий протокол, с которым потом обращается в суд. Тем более что назначение штрафа, в свою очередь, может быть также обжаловано в суде. Поскольку же процедура реально не прописана, то непонятно, кто и как подтверждает, например, сам факт нарушения, необходимость и количество свидетелей, а значит, того же мовного инспектора можно встречно обвинить в неправде, и так далее.
Откровенно позабавило заявление пресс-службы о том, что штрафование за нарушение мовного норматива якобы ударит по репутации. Для кого ударит, а для кого, может и, наоборот, поднять репутацию...
Зато все это наносит удар по репутации государства, точнее полностью и окончательно ее обваливает. В этом государстве кучка криминальных прохиндеев-депутатов прошлого состава Рады 25 апреля 2019 года при реальном отсутствии кворума в зале с грубейшими нарушениями действующего законодательства путем многократного переголосовывания под руководством экс-спикера, по которому нары плачут, приняла так называемый закон о мове, грубо попирающий нормы Конституции, международных конвенций, вообще права человека и гражданина, который осудила та же Европа в лице Венецианской комиссии.
Даже у людей русскоязычных, прекрасно владеющих украинским языком письменно и устно, которые с давних советских времен не прочь были говорить и сочинительствовать на украинском и всегда с уважением относились к украинской словестности — так вот, даже у этих граждан такое государство с его оголтелыми «мовнюками» вызывает едва ли не отвращение ко всему украиноязычному, провоцируя раскол в стране.