Почему налоговая машина работает неэффективно, как помочь единоналожнику выжить в период кризиса и что ожидает производителей и потребителей мебельной продукции в Украине в ближайшие два года. Об этом в эксклюзивном интервью «Бизнес Гиду» рассказал президент Украинской ассоциации мебельщиков Александр Беляев.
Александр Михайлович, украинская власть не спешит идти навстречу предпринимателям в плане снижения налогов в разгар кризиса. Как выживают мебельщики в таких условиях?
Налоги не являются проблемой. Правильная система налогообложения позволяет развиваться бизнесу и при этом процветать обществу. Модель налогообложения это одно, а система управления моделью другое. Любая страна ставит перед собой цель, чтобы коэффициент полезного действия системы, которая собирает налоги, стремился к бесконечности. То есть, чтобы без значительной энергии и затрат система собирала нужное количество ресурсов.
Сегодняшняя система сбора налогов, по-моему мнению, приносит мало пользы обществу в сравнении с тем, сколько она потребляет. Поэтому конкурентоспособность страны нужно рассматривать как возможность создавать условия для бизнеса, при этом собирая нужное количество денег. Ни больше, ни меньше, а в том количестве, которое определено средними потребностями общества. То есть удовлетворение потребностей социальных слоев пенсионеров, детей, военных, представителей науки и людей, которые поддерживают общественный порядок и следят за соблюдением законов. В таком случае высчитывается оптимальная сумма, чтобы налоговое бремя на давило на предпринимателей.
Всегда существует компромисс между обществом, бизнесом и государством. Этот триумвират всегда обращается в балансе. Если отдать больше бизнесу, будет плохо обществу. Если отдать больше обществу, не будет бизнеса. Если же ничего не дать государству, то не будет ни общества, ни бизнеса. Если баланс нарушается, неминуемо будут перекосы.
Как сегодня предприниматели оценивают работу системы и ее эффективность?
Сегодня никто не контролирует, сколько потребляет система. Мы это видим по состоянию дорог, отсутствию нормального освещения, вывозу мусора, по социальным программам, которые недофинансируются. При этом сбор налогов находится на критически высоком уровне для безопасности бизнеса и промышленности. Это говорит о том, что система сбора налогов не является эффективной. Кроме того, не определено минимальное количество налогов, которое нужно собрать.
Что вы предлагаете?
Может быть стоит сделать шаг назад в эволюции налогов. Вернутся к примитивным налогам: налог с оборота, налог на землю и полезные ископаемые, и налог с физических лиц при условии достаточно существенного необлагаемого минимума. При сегодняшнем варианте, например, 5 тысяч гривен. То есть, получая прибыль в 5 тысяч, вы ничего не платите, выше этой суммы платите налог в 15%. В любом случае, это должна быть цифра, которая обеспечивала бы человеку достойное существование.
Когда человек может купить лишь булочку и стакан кефира, то это не социальный уровень. Именно в этом закладывается ущербность социального уровня на сегодняшний день. Власть говорит, что заботится о людях. Где же эта забота? Ее нет. Почему предприниматель, получив прибыль в 300 гривен, должен отдать государству 200? Не понятно, почему такое решение принято в экономической модели. Поэтому ее нужно упростить. Во многих странах банки являются налоговыми агентами. Деньги пришли и тут же уходят на казначейство.
Немаловажным фактом также является ужесточение ответственности и уголовное наказание чиновников за неэффективное распределение денег закачанных в бюджет. Тогда система «скушает» 10%, а все остальное достанется людям.
Сейчас многие предприниматели жалуются на чрезмерную активизацию проверяющих органов. Ваши коллеги по ассоциации отмечают такую активность среди контролирующих органов?
Да, действительно, мои коллеги заявляют об усиление внимания. Какая это форма усиления, никто не конкретизирует. Негласно нарекают на пожарную охрану, санстанцию, налоговые органы, МВД и другие службы. Неприятно то, что люди, которые созидают, больше всего терпят ущемления. Вот так вот устроена система поборов и привилегий.
С какими проблемами сталкиваются мебельщики в части сырьевого обеспечения? Как отражается на работе подорожание импортных комплектующих?
То, что импорт дорожает, так это не страшно. Страшно то, что он непредсказуемо дорожает. Курс изменился, моментально подорожало. Вы сложили бюджет, а курс поменялся. А ведь 80% предприятий управляются бюджетами. Цифра поменялась меняется вся экономическая модель. Как правило, это сразу же компенсируется на потребителе. Потребитель в итоге недоволен.
Когда и при каких условиях отрасль начнет выходить из кризиса?
Кратковременно будут проходить процессы улучшения с общим трендом снижения. То есть наблюдается резкий спад, потом экономика корректируется через курсы, потом снова обвал курсов, за ним рост экспорта и выход в плюсы. Потом другие страны обваливаются и поддавливают на нас, экспорт падает и тд. Ну, а следующая фаза уже меньше в амплитуде, чем предыдущая, и вот с таким общим трендом снижения будет работать система. Проще говоря, мы будем перманентно видеть улучшения и следующие периоды ухудшения.
Общая фаза тренда снижения как в мебельной отрасли, так, я думаю, и во всей экономике, составит
Нынешний кризис сравнивают с Великой депрессий в США, которая грянула в
Если таких катаклизмов не будет, то и тренд роста наступит быстрее. Тем более, что сегодняшняя информационная насыщенность, технических уровень, знания и опыт на порядок выше, нежели в
Да, температура у нас сегодня намного выше, чем в те года, но мы сегодня и быстрее уничтожим вирус.
Важно сейчас, как мне кажется, поддержать финансово население, чтобы не было никаких взрывов. Необходимо стабильно выплачивать пособие по безработице в обмен на социальный труд. У нас много городов и улиц, и все это нужно приводить в порядок.
А экономикам деньги не нужно давать. Будут покупатели, все родится само и деньги, и кредиты, и все остальное. Мы уже обратились с письмом к властям, где изложили наше видение спасения мебельной отрасли .
Чего ожидать потребителям мебельной продукции в ближайший год?
Стабильно высокое конкурентное предложение на рынке. Производители работают и будут искать способы удешевления. Покупатели будут получать удовольствие на распродажах мебели.
А вот на следующий год будет уже немножко похуже с предложением. Даже в конце этого года мы увидим ограничение предложения, потому что многие импортеры не везут продукт, который раньше завозили на склады. Да и европейские фабрики закрываются.
Но это даст возможность отечественным производителям расширить рынки сбыта. Свято место, пусто не бывает.