Украина выбрала свой путь в Европу не сегодня, а как минимум двадцать лет тому назад, заявил политолог, глава правления института Украинской политики Кость Бондаренко.
«Как ни парадоксально, окончательно Украину к европейскому выбору подтолкнул геополитический эгоизм России», сказал он в интервью российскому информационному агентству REGNUM.
Бондаренко напомнил, что даже подписание харьковских соглашений в 2010 году, не привел к пересмотру газовых соглашений 2009 года. Украина по замыслу «кремлевских прагматиков» должна была сотрудничать с Россией без каких-либо условий. «При этом Владимир Путин искренне не понимал, что не устраивает Украину в Таможенном союзе. А там не все так гладко. Лукашенко в сердцах недавно даже заявил: Нас обманули!. Понятно, почему главы Белоруссии и Казахстана не поддержали Россию в критике европейского выбора Украины».
По мнению политолога, Россия не заметила, как сократилась до размера главного офиса «Газпрома». «Газовые контракты заменили систему международных отношений, устав РАО Газпром конституцию Российской Федерации, а сам дух Русского Православия сегодня отдает не миром и ладаном, а именно газом. Исключите газовый фактор из наших отношений и вы получите нормальные украино-российские отношения», считает политолог.
Бондаренко в беседе с журналистом отметил, что своей привязкой внешней политики к интересам «Газпрома» Россия утратила Русь, как составную часть российской мифологии.
«Еще Петр I всячески пытался привязать Россию к Руси и эта концепция доминировала на протяжении трех последних столетий, рассказал политолог. Но сегодняшняя Россия готова потерять Русь в обмен на газ. Идея «Русского мира» изначально чрезвычайно уязвима, так как пыталась больше уделять внимания нашему общему прошлому. Что же касается будущего «Русский мир» довольно осторожно мог начертить геополитические и экономические перспективы, которые тут же разбивались о прямоту суждений Жириновского или Дугина. Идея «Русского мира» так и не смогла перерасти идею «Российского пространства» или «Сферы национальных интересов России». В этом был минус: Германия и Франция, начиная строительство Объединенной Европы, смогли на время спрятать свое уязвленное самолюбие и свои национальные приоритеты. Россия же не продемонстрировала партнерам принцип справедливости. Говорить о славянском единстве, при этом отпуская немцам газ по ценам, более выгодным, чем «единокровным братьям-славянам» это, как минимум, лицемерие. Именно поэтому идея «Русского мира» не прижилась по крайней мере, в Украине.
Кость Бондаренко полагает, что заявления Сергея Глазьева о якобы неминуемой катастрофе украинской экономики и угрозе российскому рынку, в случае присоединения Украины к ЗСТ не выдерживают критики. «В 2008 году, когда Украина раньше России присоединилась к ВТО, там тоже заявляли, что с нашей территории хлынет в РФ дешевое аргентинское мясо. Но на практике Украина не стала источником угрозы для экономической стабильности России. Кремлю просто выгодно культивирование мифов, а не решение возможных проблем», заявил российскому информагентству REGNUM Кость Бондаренко.