В чем главное отличие протестных акций на главной площади страны в 2004 и 2010 годах? Очевидно то, что поводы, масштаб и участники абсолютно другие. Но есть незаметная на первый взгляд и существенная разница – первый Майдан от начала до победного конца был единым в своих требованиях и целях. А вот второй Майдан за короткое время продемонстрировал удивительные метаморфозы, причины которых не сразу понятны стороннему наблюдателю, пишет издание Ура-Информ.
Сайт также сообщает: «Изначально Майдан-2010 возник как протест предпринимателей, в первую очередь «упрощенцев» против сокращения сфер применения единого налога и повышения его ставок. Это была нормальная и в целом предсказуемая реакция малого бизнеса. Но внезапно на сцене начали появляться новые «координаторы акции», претензии которых звучали непривычно масштабно как для экономических требований предпринимателей. Отставка Кабинета Министров, отставка и, соответственно, перевыборы в Верховную Раду… Естественно, многие комментаторы, да и сами предприниматели, заподозрили политиков от оппозиции в намерении использовать новый Майдан в своих политических целях. Однако в политических кругах получила распространение еще одна версия, которая поражает своей невероятностью. Согласно ей главным действующим лицом является Дмитрий Фирташ.
Дескать, Фирташ специально «раскачивал лодку» и нагнетал ситуацию на Майдане, чтобы инициировать как минимум отставку Кабинета Министров. А в идеале – и выборы в Раду в 2011 году. В принципе, это возможно. Не секрет, что в Партии регионов существуют различные центры влияния. В том числе называют «группу Фирташа». Время от времени появляется информация о кадровых войнах, когда различные группы борются за назначение на государственные должности своих ставленников. В частности, добычей и транзитом газа в Украине ведают коллеги Фирташа по его зарубежным предприятиям. Как мы знаем, олигархам всегда мало. Денег, влияния, власти. Возможно, Фирташ желает, чтобы и Премьер-министр, и состав Партии регионов в парламенте были максимально лояльными к нему лично. Например, были бы его бизнес-партнерами.
В подтверждение этой версии источники сообщают, что, мол, финансирование акций протеста по всей Украине осуществляется ассоциацией работодателей Украины через подконтрольный ей Фонд социальной защиты. Вы спросите, а причем здесь Фирташ? Но почему-то именно в разгар Майдана этому миллиардеру потребовалось возглавить Объединенное движение работодателей Украины. Это событие попало на передовые полосы газет в первую очередь из-за нелепости. Олигарх, основные активы которого фактически находятся за пределами страны, внезапно озаботился проблемами работодателей Украины. Странно.
Действительно, странно. Как и совершенно свежие публикации сайта Wikileaks. В ряде документов, которые отправлялись Госдепартаменту США посольством в Украине, содержится интересная информация о Фирташе. Например, он признал, что является главным акционером телеканала «Интер». Кроме того, в разговоре с послом США Дмитрий Фирташ также подтвердил, что к его бизнесу причастен Семен Могилевич, которого США считают крупнейшим криминальным авторитетом в Восточной Европе. Якобы без разрешения Могилевича Фирташ не смог бы организовать РосУкрЭнерго. Что же, пока такие факты не подтверждены компетентными органами, это все тоже версии. Наверняка, последуют опровержения и отрицания со стороны упоминаемых в документах людей. Но тогда давайте предположим, что кто-то на Западе специально сфабриковал такой объем дипломатической корреспонденции по Украине.
Зачем? Если версия о причастности Фирташа к организации акций протеста на Майдане, правда, то это цинизм высочайшей меры. Получается, что Украина и ее народ, включая предпринимателей, являются куклами, которых используют олигархи с весьма сомнительным происхождением капиталов. Страшно то, что они готовы на создание искусственного противостояния в стране для решения своих амбициозных меркантильных целей. С другой стороны, власти и подавляющей части предпринимателей хватило мудрости не раскручивать маховик конфликта и пойти навстречу друг другу. Попытка «привить» к естественному экономическому протесту бизнеса свои политические цели не удалась. Это позволяет надеяться на то, что и другие подобные сценарии дестабилизации Украины будут также обречены на провал».