Зе-власти таки удалось протащить, правда, пока еще в первом чтении, законопроект № 5388 «О дерегуляции трудовых отношений». Фактически это отмена целого ряда норм Кодекса законов о труде (КЗоТ), который достался нам от советского времени. Даже будучи сильно скорректированным, причем далеко не в лучшую сторону, этот советский реликт все равно остается неким стабилизирующим фактором, который позволяет хоть как-то защищать трудовые права и законные интересы наемного труда. Поэтому КЗоТ является костью в горле у нынешних хозяев жизни. Попытки его отменить или окончательно выхолостить предпринимаются уже давно всеми властями, и дважды это уже делалось при Зеленском, но безуспешно.
На сей раз стало получаться. Законопроект принят в первом чтении...
Кстати, очень показательным является тот «совершенно случайный» факт, что принятие, пусть даже в первом чтении, этого скандально-эпохального норматива, который радикально меняет десятилетиями устоявшуюся систему трудовых отношений в стране, сопровождалось детективными страстями вокруг покушения на некоего Шефира, числящегося в помощниках у Зеленского. В подробности этого «покушения» (да и было ли это покушением вообще?) вдаваться не будем. Лично автору этих строк данная тема не слишком интересна, а желающих «об этом поговорить» существует в переизбытке. Но здесь важно, что досужая общественность зело озаботилась этим «покушением» и не особо обратила внимание на важнейшие вопросы, в том числе на разрушение устоявшейся системы трудовых отношений.
Прежде всего во главу угла теперь будет ставиться не КЗоТ, а индивидуальные трудовые договоры между работодателем и работником, которые фактически подменят КЗоТ. С одной стороны, подробно выписанные договоры вместо местами слишком общих фраз КЗоТ — это, может быть, и неплохо. Но, с другой стороны, это позволит работодателю манипулировать работником и навязывать ему свои условия, в том числе незаконные или не совсем законные, и работнику придется соглашаться из-за высокой конкуренции на рынке труда по причине безработицы.
В договорах будет прописано все то, что сейчас регулирует КЗоТ — от режима работы и оснований для увольнений до выходных, отпуска, материальной ответственности и так далее.
Это касается продолжительности рабочего дня, сверхурочной работы и работы в выходные дни. Например, сейчас в действующем законодательстве прописано, что сверхурочные часы могут использоваться в исключительных случаях, которые определяются законодательством. В проекте же значится, что сверхурочные могут прописываться в трудовых договорах. И если сейчас по закону они оплачиваются в двойном размере (что уже мало где и кем делается, но это уже другой вопрос, и есть хотя бы норма, к которой можно апеллировать), то после принятия данного проекта, если в договоре это не оговорено, двойного тарифа не будет, и это будет законно.
То же самое касается работы в выходные дни: если в договоре будет прописана необходимость безропотно работать в выходные, то и это будет законно.
Время и продолжительность отпусков тоже будет регулироваться не законом, а договором, где работодатель может навязать свои условия, и это почти стопроцентно будет сделано.
Собственно, трудовые контракты существуют уже давно. Но если в них прописываются условия труда, которые существенно ухудшают те, которые заложены в КЗоТ, то появляется основание для признания таких договоров недействительными судом. Правда, здесь необходимо сделать оговорку на наши «самые честные в мире» суды, но это уже другой вопрос...
Теперь же, если норма проекта о договорах будет принята в ее нынешнем виде, трудовые правоотношения будут регулироваться прежде всего договорами, и это позволит законно нанести удар по трудовым правам наемных работников.
Особого колорита всему этому придает тот факт, что договоры могут быть краткосрочными — от года до пяти лет. Годовые контракты позволят работодателям держать работников в подвешенном состоянии, манипулируя ими по своему усмотрению, заставляя работать сверхурочно, за меньшую оплату, без больничных и выходных и так далее. При нынешней безработице это будет сделать несложно.
Работодатель получит возможность менять условия контракта, если это ему будет выгодно, аргументируя «существенным ухудшением условий ведения бизнеса». Это позволит урезать зарплату и льготы, изменять режим работы и материальной ответственности, в лучшем случае уведомив работника за два месяца.
Неправомерные договоры и нарушение условий договоров работодателем, в теории, также возможны. При нарушении условий договоров со стороны работодателей можно идти в суд. Но в этом случае придется оплачивать судебный сбор, услуги адвоката, а это далеко не все могут себе позволить.
Еще одна важнейшая новация — ускоренная процедура увольнения работника. В частности, из трудового законодательства устраняется норма о необходимости согласования увольнения с профсоюзами. Правда, эта норма де-факто уже давно не работает, но де-юре создает дополнительные возможности для защиты своих прав, и именно поэтому данную норму стремятся убрать из законодательного поля.
Вообще, что касается увольнения, то здесь принятый законопроект открывает для работодателя широчайшие возможности. И одним из действенных инструментов являются «короткие», например, годовые контракты, позволяющие без проблем уволить работника по завершении непродолжительного договора. К тому же в договоре можно навязать дополнительные основания для увольнения, сформулированные таким образом, что уволить можно будет когда угодно и по любому поводу. Ни о каких сроках уведомления и выходных пособиях речь в проекте не идет, то есть работник оказывается абсолютно незащищенным.
Для справки. Сейчас при сокращении работников необходимо их предупредить за два месяца, а затем еще и выплатить выходное пособие в размере трех зарплат. Согласно предлагаемому проекту, повторим, работодателю достаточно будет дождаться срока истечения контракта или же сразу прописать в нем условия так, чтобы можно было уволить в любой момент без проблем.
А отмена необходимости согласования увольнения с профсоюзами наносит удар по репутации профсоюзов. Репутация же профсоюзов в Украине и без того на крайне низком уровне, и это само по себе является вопиющей проблемой.
В проекте появилась еще одна новация, создающая работникам огромные дополнительные проблемы. Это материальная ответственность, которую теперь можно «вешать» на наемного работника практически в неограниченном объеме.
Хотя до сих пор она ограничивалась только суммой среднего заработка. Полную материальную ответственность работники несут только в случаях, исчерпывающий перечень которых содержится в КЗоТе. Предлагаемый проект фактически отменяет такое положение вещей и позволяет возложить на любого работника полную материальную ответственность.
Работника могут заставить отвечать за ущерб, нанесенный по злому умыслу, в состоянии алкогольного опьянения, за недостачу и прочее. Если с алкоголем все понятно, то недостачу часто могут подстроить, что называется, «подставить». Кто работал в реальной экономике, знает, о чем идет речь.
Размер такого ущерба будет определяться по факту — на основании бухгалтерских документов с учетом балансовой стоимости имущества. Если имело место воровство, то ущерб может быть предъявлен по рыночным ценам. Опять-таки все это можно легко подстроить в условиях реального бизнеса и/или производства, например, чтобы не платить за работу или завладеть активами, к примеру, недвижимостью работника.
Словом, нормы о возмещении ущерба являются более чем неоднозначными.
При этом ведутся разговоры, что с внесением указанных изменений в трудовое законодательство якобы будут платить белые зарплаты. Представляется, что это пустая болтовня. Официально оформлять, как и сейчас, будут, в лучшем случае, на минимальную зарплату, а остальное в конверте, который можно и не дать. Но даже такое оформление позволит навязывать указанные трудовые договоры на кабальных условиях.
Ситуацию с предлагаемыми нововведениями в трудовое законодательство метко охарактеризовал глава Независимого профсоюза горняков Михаил Волынец: под видом либерализации трудовых отношений законодательно закрепляется норма «работай, сколько скажут, получай, сколько дадут».
Все это фактически упраздняет трудовые права, ставшие результатом ожесточенной социальной борьбы в ХІХ-ХХ веках, включая кровопролитные революции и гражданские войны.
Налицо ползучая контрреволюция, упраздняющая революционные завоевания прошлого, но это мало кто понимает...