Фильм «Королевы криминала»: феминизм как буквальное оружие

В украинский прокат вышла криминальная драма «Кухня», с легкой подачи наших прокатчиков превратившаяся в «Королев криминала» — название, более подходящее для постсоветской комедии или авантюристской мыльной оперы, нежели для американского фильма про мафию. Впрочем, на деле гангстерская драма оказалась черной феминисткой комедией об эмансипации домохозяек в 1970-х и о замене буквальной кухни на фигуральную.

«Кухня» — экранизация одноименного комикса издательства DC Vertigo, которую можно назвать эдакой юмористической версией прошлогодних «Вдов» Стива МакКуина. Главные героини — три жены-домохозяйки членов нью-йоркской ирландской мафии, которая держит в своих веснушчатых рыжеволосых руках манхэттенский район Адская кухня, получивший свое прозвище за зашкаливающий уровень бандитизма. Кэти (Мелисса МакКарти) — заботливая супруга и любящая мать двоих детей, из тех идиллических благоверных, что крутятся на бигуди и с утра до вечера беспрекословно стоят у плиты в чистом и выглаженном переднике. Руби (Тиффани Хэддиш) — строптивая женушка с характером, вынужденная молчать в тряпочку и держать свой характер глубоко в заднице, играя роль послушной невестки мафиозной крестной матери. Клэр (Элизабет Мосс) — затравленная и вечно побитая мужем овечка, из которой еще не окончательно вышибло веру в Бога и в людей: по воскресеньям она регулярно ходит в церковь и помогает кормить бездомных в бесплатной столовой.

А начинается все с того, что мужья героинь попадаются на вооруженном грабеже и отправляются на несколько лет за решетку. Жены остаются без кормильцев и без всяких средств к существованию. На нормальную работу их не берут, так как они ни черта не умеют делать. А мафия, пообещавшая их поддерживать, кидает жалкие подачки. Тогда Кэти, Руби и Клэр решают перехватить Адскую кухню в свои изящные «белые ручки», которые очень быстро оказываются по локоть в крови.

Вооруженная яркими актерскими выступлениями (в числе которых помимо центрального трио также эффектный перформанс чистокровного ирландца Донала Глисона в образе кровожадного и беспощадного наемного душегуба, вносящего в процедуру членовредительства и расчленения элемент эксцентричной романтики) и ярким декором эпохи диско, «Кухня» повествует вовсе не о том, как три супергероини, вырвавшиеся из-под тесного мужского крыла и мужского гнета, решают очистить мир от скверны и превращают самое кровопролитное и адское место на Манхэттене в благопристойный, чистый от бандитизма, пушистый и гламурный квартал. Нет, ничего подобного. Возглавив ирландскую мафию, «слабые» женщины, впервые в жизни почувствовавшие силу и власть, делают мир еще жестче.

 

Но авторы фильма эту жесткость оправдывают. Мол, слишком уж долго женщины терпели и слишком уж много говна от мужчин натерпелись. Так что теперь им позволено все. И чтобы это «все» не выглядело откровенным садизмом и бесчеловечностью, создатели прибегают к жанру черной комедии. Так что когда героиня Элизабет Мосс, разбудившая в своем овечьем нутре запал одержимой, маниакальной мстительницы, говорит «а можно вторую я?» и отпиливает жмурику ногу, это не страшно, это смешно.

Мужской мир (о котором поется в легендарной песне Джеймса Брауна «It’s A Man’s Man’s Man’s World», использованной в начале фильма и где есть строчка «But it wouldn’t be nothing, nothing without a woman or a girl») — это мир оружия, секса, наркотиков, тачек, разборок за территорию и изредка за женщин, мир господ и рабов, верха и дна. Но это также мир удовольствий и развлечений, релакса и ничегонеделанья. Никто на свете не обожает ничего не делать так же сильно, как среднестатистический индивид с членом и яйцами. И эта лень, эта тяга пребывать в расслабленном состоянии делает мужской мир мягким и уязвимым. В то время как мир женский привык не отдыхать и не расслабляться, и посему не дает слабины.

Собственно, оригинальное название картины можно интерпретировать не только как очевидную игру слов, согласно которой домохозяйки с буквальной кухни отправляются в Адскую кухню, но и как «кухню» в значении скрытой, теневой стороны чего-либо. В частности, скрытой стороны женской природы, которая только кажется недалекой, хрупкой, чувствительной, романтичной (не случайно самый романтичный персонаж фильма — наемник-мужчина), а в действительности совершенно жестока, сурова, крепка, как сталь, и неумолима.