...С точки зрения исторической правды, идеологической целесообразности и вообще здравого смысла, эта книжка могла бы быть рассмотрена как еще один кирпич в стене, которые нынче принято возводить между городами и странами, штатами и районами, судьбами и народами. Но нас, в первую очередь, интересует наука, хоть и она всегда была на службе у представителей совсем других интересов. В целом «Новая космическая гонка» Тима Фернхольца (М.: Альпина нон-фикшн) — о том, как Илон Маск, Джефф Безос и Ричард Брэнсон соревнуются за первенство в космосе. Вроде быо делах насущных, но вот в частности речь как раз о былых временах. Которые, как говорится, привели вот к этому вот всему. Ну, к национальному виду спорта, когда вначале меряются ракетами, а после уже штаны можно не надевать, поскольку всем не интересно.
А сегодня? Тоже несладко, и Хрущев с Кеннеди не зря сельским хозяйством мир собирались успокоить: кукуруза с родео — братья навек. И поэтому, когда уже в наше время Илон Маск взялся за дело, работа не ладилась. Парни в банданах паяли ему ракеты под музыку «Кисс» и чипсы с канабисом, а испытательные стенды, тем не менее, взрывались, двигатели расплавлялись задолго до того, как теоретическая ракета должна была выйти в космос, и у местных коров, впадавших в панику от оглушительного рыка механических чудовищ, падали надои.
Таким образом, после долгих лет соперничества США и СССР за первенство в космосе и окончания космической гонки между двумя сверхдержавами наступило затишье, и к концу века НАСА выродилось из объединения первооткрывателей космоса в бюрократическую машину, не способную создать ничего нового.
И вот пока НАСА буксует и пользуется услугами «Роскосмоса» для запуска астронавтов на МКС, на сцену выходят миллионеры из Кремниевой долины. Да-да, именно те самые Илон Маск и Джефф Безос, которые впоследствии закладывают технологический фундамент грядущей космической революции. Автор рассказывает о том, что движет этими «космическими миллионерами», об их невероятных мечтах и грандиозных проектах, об их многочисленных неудачах и ярких прорывах, а также предсказывает, чего нам стоит ждать в ближайшем будущем: от туристических полетов до колонизации Луны и Марса.
В отличие от обычного телескопа этот инструмент не использует ни линз, ни зеркал. А состоит механизм из 86 километровых «нитей» оптических детекторов, каждый из которых запаян в стеклянную сферу размером с баскетбольный мяч, способную выдерживать большое давление. Эти «нитки жемчуга» опущены в 86 скважин глубиной 2,5 километра, просверленных во льду с помощью гигантского бура, использовавшего горячую воду. Нити вмерзли в лед на нужной глубине, отверстия во льду просверлены, и свыше 5000 детекторов отслеживают все происходящее в массе глубинного антарктического льда. Когда-то журнал Scientific American назвал этот телескоп «самым странным» из семи чудес современной астрономии. И самая странная его черта в том, что он смотрит не вверх, в антарктическое небо, а вниз, прямо в лед. То есть задача телескопа — изучать северное небо, глядя на него насквозь через всю планету.
И что видно, спросите? А вот что. Летом 2018 года стало известно о важнейшем открытии: наш антарктический телескоп (которого, кстати, зовут, как знаменитого репера — IceCube) зарегистрировал нейтрино высокой энергии, то есть частицу, возникшую не в атмосфере Земли, а прилетевшую, скорее всего, из дальнего космоса. Нейтрино — это единственная известная нам частица, способная пройти через весь земной шар, не будучи поглощенной и не отклонившись от своего курса. Да что там земной шар! Пока вы об этом читаете, перед вашими глазами уже пронеслись несколько сотен миллиардов нейтрино, но увидеть их невозможно. Известно одно: глазам это не вредит, можно читать дальше.
И чем ближе во времени мы подбираемся к нашей эпохе, тем отчетливее вспоминается миг очередного «великого противостояния». Хотя в конце августа 2003 года оно было величайшим, ведь столь тесного сближения нашей планеты с Марсом ещё не было на памяти человечества. Хоть «Парад планет» еще раз снимай. И пускай в эпоху космических полётов великие противостояния уже не играют той роли, какую они играли в прошлые столетия для астрономов и писателей, изучавших и писавших о Марсе исключительно с поверхности Земли, смысл в наблюдениях не в иллюминатор, а с балкона дачи, поверьте, не исчез.
Так, с противостояниями прошедших двух столетий связаны самые громкие открытия и «закрытия» в истории Марса. И важнейшие из них, настаивает автор, — это спутники и каналы. Вот где разгул фантазии, причем у обеих категорий наблюдателей, от литераторов до астрономов. Многие из них подозревали как спутники, так и каналы Марса в искусственном происхождении. И даже после полётов к Марсу нескольких автоматических аппаратов вопрос со спутниками планеты, не говоря уже о каналах, прояснился лишь более или менее, но не окончательно. Отчего так и откуда все эти следы внеземной цивилизации, расскажет эта увлекательная книга. Послушаем? В смысле, почитаем.