Почитал критику в адрес депутатов Киевсовета, которые постановили торжественно отметить 250-летие Колиивщины. Категорически не согласен с критикой! Это действительно весомая дата.
Коротко — о сути восстания. Однажды в Мотронинском монастыре появляется игумен Мелхиседек Значко-Яворский, который заявляет, что у него есть документ от Екатерины II («Золотая грамота»), и будто царица благословляет на физическое уничтожение некоторых категорий населения. Из соображений политической толерантности и ради соблюдения условий информационной политики фейсбука назовем их нейтрально — «национальных меньшинств».
По народным преданиям, он закончил свою пламенную речь словами: «Берите друзей, теплую одежду, хорошее настроение, зонтики, чай и кофе — и за ножи!». За короткое время было вырезано тысячи поляков и евреев («От Киева до Умани легли ляхи трупом»).
Что имеем в результате? Польское правительство добровольно пригласило российские войска, восстание подавили и с Правобережной Украины уже не ушли (через четыре года эту территорию официально провозгласили российской). Нападение гайдамаков на город Балта, в котором был турецкий гарнизон, стало предлогом для объявления Турцией войны России, в результате которой Россия получила Северное Причерноморье, а впоследствии — и Крым.
А в чем выгода для украинцев? Да ни в чем. Они сыграли в чужую игру, в очередной раз извлекая для кого-то каштаны из огня. Впрочем, как и впоследствии, в 2014 году. И во многих других случаях. Кстати, отец Мельхиседек, который спровоцировал восстание, впоследствии получил повышение — стал игуменом Выдубицкого монастыря в Киеве. Заслужил.
Так вот: мы должны как можно громче праздновать годовщину Колиивщины. Как символ того, что история нас ничему не учит. И как символ того, как нас легко спровоцировать на бессмысленные действия — а потом еще и гордиться этой глупостью, возводя ее в ранг одного из краеугольных камней отечественной истории. На празднование обязательно нужно пригласить послов Польши и Израиля (по крайней мере, выслушать, что они скажут на попытку пригласить их — думаю, несмотря на дипломатический протокол они все-таки будут использовать преимущественно русские маты для аргументации своего отсутствия на торжествах).
А в центре Киева, на Европейской площади, нужно поставить памятник Колиивщине: по кругу — выдающиеся современники этой акции (Вольтер, Дидро, Руссо, Моцарт, Вашингтон и другие), с ужасом отворачиваются от основного постамента, на котором две фигуры — гайдамацкий предводитель со священным ножом и общественный активист в балаклаве и с коктейлем Молотова — дружно наступают на одни и те же грабли.