...Об этом альбоме ирландской супергруппы все отзываются, в основном, осторожно, с вежливым недоумением, дескать, зато они верны своему звучанию, да и параллель с одноименным сборником стихотворений Уильяма Блейка, опять-таки — эти самые «Songs of Experience» U2. О том, что их четырнадцатый альбом даже отдаленно не напоминает знаменитые программные пластинки вроде ранней «War» (1983) , юбилейной нынче «Joshua Tree» (1987) и «Как нам реорганизовать Рабкрин», то есть, пардон, «Как разминировать проклятую фашистскую бомбу» (2004), почему-то не говорят. А ведь если сравнивать с классикой жанра, то была, помнится, у Леонида Федорова песенка, где ныне уже покойный Анри Волхонский стишок читал: «Дребезжать не дребезжит», и о том же нынешняя скорбь — фирменного звона гитар совсем мало на новом диске «U2», а с нынешним стадионным звучанием в их песнях-рассказах о мире не особо пожужжишь.
Нет, «The Little Things That Give You Away», конечно, напоминает о славных временах и местах, «где улицы не имеют названий» из того же «жестяного» периода группы, но в целом... Вот помните, у них был сборник «B-Sides» из разной неучтенной дребедени? «Spanish Eyes», «A Room At The Heartbreak Hotel», «Lady With The Spinning Head» — деревянный тембр, насморочный вокал, затухающий звук. Так вот, это и были на самом деле настоящие «U2», если хотите знать, да только все их проглядели, поскольку пластинка студийных раритетов — это разве хиты? Вот и на новом диске ирландцев то же самое, аутентичное, и даже дребезжат они иногда по-прежнему («The Little Things That Give You Away»), и впечатление такое, что песни возникают из ниоткуда и обрываются на полуслове, и названия соответствующие, как, например, «Unchained Melody». А на самом-то деле, даже не учитывая заявленный «эксперимент» пластинки, — это как раз тот момент, когда можно, наконец, позволить себе и морализаторство, и спич о судьбе Америки, а еще, знаете, что? Ну, вот как Боно себе позволяет — вызвать на сцену симпатичную девушку, спеть с ней что-нибудь такое, знакомое, повыть на луну, отдать сердце, микрофон, цветы с рояля, потянуть вниз, прилечь вместе на сцену, переглядываясь с испуганной счастливицей, продолжать уже лежа (в смысле, петь), думать о вечном, кончить (песню), отпустить с миром и снова дребезжать, дребезжать, дребезжать...
Как подтверждающий намек — трек «Fireball» (по названию пёпловского альбома 1971-го), а далее и Билли Гиббонс из «ZZ Top» подпрягается, и даже барабанщик тех же «U2», которого можно узнать по неизменно выключенным струнам на бочке, как на альбоме «Achtung Baby», но это другое. А именно то, что свидетельствует о неподдельном уважении, которым великий музыкант и шоумен пользуется среди коллег.
Шесть лет не баловал нас новыми работами король упомянутого шок-рока, уже и его ярый последователь Мэрилин Мэнсон не особо радует-пугает, как вдруг такая «неожиданность». Впрочем, драйв даже старую музыку способен вытянуть, а старинную дружбу тем более никто не отменял — все упомянутые коллеги постарались добавить чуточку себя, отдать все, чем владеют — громом, скрипом, тенью имен и названий. Порой даже не отличаешь из-за слез благодарности, кому передается привет в какой-нибудь «The Sound of A» — то ли «Пинк Флойд», то ли «Джетро Талл» («А», 1980).
Кроме дорожной тематики, навеянной вышеупомянутым бородатым техасцем из «ZZ Top» («Dynamite Road»), привычной борьбы с чертями («Rats») и преисподним мраком («Holy Water»), у ветерана сцены есть и «современное». В «Genuine American Girl» он поет, например, о транссексуале, который не побоялся открыться всему миру. Хотя, какая же это новая тема, спросите вы, и будете правы, поскольку и парни давно уже не те, и речь, начиная с этого трека, идет о бонусах, которых на диске чуть ли не половина. Это то, что можно петь и с друзьями, и лежа с девушкой на сцене — все равно в какие-нибудь ноты попадете и не ошибетесь на ощупь. Не гремящие, как их предтечи, но не менее забойные семидесятые — «Billion Dollar Babies», «School’s Out», «Only Women Bleed».
Итак, не прошло и пары месяцев, как следом за братцем Лиамом братец Ноэль выпустил свой очередной экспериментальный сольник, на котором, впрочем, особо не отходит от традиций рок-музыки. Иногда это похоже на сорвавшегося с цепи после встречи с Йоко повзрослевшего Леннона («Holy Mountain»), иногда — на притопы с прихлопами, как у «Jamiroquai» (а если точнее, то у «Grand Funk Railroad»), и почти всегда — на вездесущих «U2» («Its A Beautiful World»). Словом, вполне танцевальный получился рок-релиз, и последний из упомянутых треков — легкий, опять-таки, дребезжащий, мелодичный — лучшее тому доказательство.
Упомянутая любовь к цитатам здесь повсюду, и даже более чем заметна на треке «Be Careful What You Wish For», чьи рифы не отличить от битловской «Come Together», а «Dead in the Water» навязчиво отсылает к их же «Fixing a Hole». В целом отличная командная работа (пускай даже с помощью духов, но и с духовыми соло), один из лучших релизов уходящего года, так и не ознаменовавшегося воссоединением культовых братьев.