Чем обернется для Германии прорыв националистов и неуверенная победа Меркель: прогнозы экспертов

В этом году выборы в бундестаг Германии фактически стали очередными перевыборами Ангелы Меркель. 63-летняя канцлер и негласный лидер ЕС останется у власти еще на четыре года, таким образом, общий срок правления Меркель, которая возглавляет правительство с 2005 года, составит 16 лет. Однако, несмотря на очередную победу Меркель, нужно признать, что позиции правящей партии серьезно ослабли.

В отличие от триумфа в 2013 году, когда для создания однопартийного правительства ХДС/ХСС не хватило пары мандатов (тогда блок получил более 41%), теперь Меркель не досчитается почти сотни депутатов. За ее политсилу проголосовало на пять миллионов избирателей меньше, чем в ходе прошлых выборов в парламент.

По данным экзит-полов, социал-демократы взяли на 5% меньше, чем в 2013 году. Это худший результат для партии после Второй мировой войны. И многие эксперты считают, что тому виной участие СДПГ в коалиции с Меркель, что дезориентировало избирателей партии.

Так что, как ни крути, а факт остается фактом: победа Меркель отнюдь не такая убедительная, как 4 года назад. Кроме того, в немецком парламенте появилась новая партия, которая может значительно усложнить политический ландшафт страны.

Главной сенсацией этих парламентских выборов стал прорыв ультраправой партии «Альтернатива для Германии». Крайне правые не только появятся в бундестаге впервые со времен Гитлера, но и станут третьей политической силой главной страны Евросоюза.

«Альтернативщики» выступают под знаменами национализма и с позиций евроскептицизма против беженцев и ислама, за налаживание отношений с Россией и ослабление санкций против РФ, за что их называют «партией друзей Путина».

По сути, такой результат стал настоящей сенсацией. На прошлых выборах 2013 года ультраправые не смогли преодолеть пятипроцентный барьер, а теперь, по предварительным данным, взяли почти 13% (прогнозы давали им 10%).

Лидеры правых уже пообещали устроить «охоту на Меркель», давая понять, что будут воевать с ней по основным вопросам внешней и внутренней политики.

Всего в бундестаг проходят шесть партий. Помимо партии христианских демократов (ХДС/ХСС) под руководством Меркель, социал-демократов (СДПГ) и «Альтернативы» в бундестаг попали Свободная демократическая партия (СвДП), «Левые» (также занимают пророссийские позиции) и «Зеленые».

В результате Шульц уже заявил о переходе социал-демократов в оппозицию.

И самое интересное, что Меркель уже заявила о намерении создать коалицию в составе ХДС/ХСС, либералов и зеленых. Однако «Ямайке» пророчат проблемы из-за серьезных расхождений между зелеными, которые в последнее время сделали крен влево, и консервативной партией Меркель. А еще в большей степени — с СвДП.

Но сформировать большинство с одними свободными демократами (как в 2009-2013 годах) без зеленых уже не получится. Этому явно помешает высокий результат «Альтернативы».

Чем же может обернуться для Германии очередная победа Меркель? Не приведут ли результаты этих выборов к всплеску национализма и распаду Европы на отдельные государства? Об этом «Фраза» спросила у людей, которые умеют просчитывать политические события на несколько ходов вперед.

Вадим Карасев, политолог, директор Института глобальных стратегий:

Победа Меркель очевидна, но не абсолютна, причем с рядом оговорок, если рассматривать эти выборы, как выборы в  бундестаг, а не как выборы канцлера.

Если посмотреть на то, что это выборы в парламент, т. е. немецкий бундестаг, то мы увидим изменение в соотношении сил. Впервые в бундестаг попала правоконсервативная националистическая партия, которую даже в самой Германии называют полуфашистской.

Эта партия с соответствующим политическим дискурсом: вернуть прошлое, восстановить позиции Германии, кроме того, там присутствуют антимигрантская риторика и нетолерантная политическая чувственность. Все это серьезно противоречит устоявшимся моральным и ментальным характеристикам послевоенной немецкой политики.

В Германии было наложено табу на слово «националистический», Германия проявляла чудеса толерантности и либерализма, черту под которыми подвел мигрантский кризис.

В целом ослабление Запада на фоне Брексита и на фоне победы популиста Трампа в США сыграло свою роль, и Германия возьмет на себя участь толерантного либерализма.

Меркель недавно заявила о том, что Германия может стать знаменем Запада и мирового либерализма и либеральности. И вот тут произошел облом, поскольку после выборов в бундестаг проходит националистическая партия. Это говорит о том, что появляются новые политические силы с другой программой дискурса и политической ментальностью. "Альтернатива для Германии" получила легальную политическую трибуну. Бундестаг – это реальная политическая трибуна, которая дает совершенно иные медийные, программные и политические возможности для политической силы.

Теперь с трибуны бундестага будет звучать совершенно другой политический дискурс, что, в свою очередь, может перезапустить саму политику и ее повестку. Политика часто меняется после того, как изменилась медийная повестка в обществе. Все это может изменить немецкую политику.

Владимир Фесенко, политолог, глава Центра прикладных политических исследований «Пента»:

Это уже ударило по Европе. В Европе уже наблюдается рост национализма, и происходит это вследствие эмигрантского кризиса. Но все-таки нужно признать, что не произошло обвала, т. е. прихода к власти крайних националистов. Правда, такой риск существует в Австрии.

Национал-популисты пришли к власти еще до эмигрантского кризиса. Хотя эта победа не была связана с эмигрантским кризисом. Но не стоит забывать, что такие риски угрожают и нам.

В Западной Европе, безусловно, будет всплеск националистических и антимигрантских настроений. Безусловно, это связано с мигрантским кризисом. Здесь следует вспомнить «Национальный фронт» во Франции, рост популярности которого тоже был связан с антимигрантскими настроениями, но тут нужно учитывать, что во Франции эта проблема возникла гораздо раньше, еще в конце прошлого века. Собственно говоря, как только бывший премьер Франции начал массово пускать в страну мигрантов, это стало порождать такие настроения, и в итоге появился «Национальный фронт».

История с «Национальным фронтом» показывает: у него есть свой потолок. Это партия, которая, судя по тому, что произошло в одной из крупнейших стран Европы, не способна стать партией большинства.

И я думаю, что похожая ситуация будет и в Германии. У этой партии тоже будет свой потолок. Кроме того, по оценкам немецких экспертов, это очень разнородная партия. Там есть люди и с либерал-экономическими взглядами, и почти настоящие фашисты. Кстати, очень показательно, что эту полуфашисткую партию открыто поддерживает Россия, впрочем, как и многие другие полуфашистские и фашистские партии Европы. Это очень показательно: Россия поддерживает европейский фашизм.

Тем не менее "Альтернатива для Германии" очень разнородная, и тот факт, что там один из лидеров уже ушел и начали появляться противоречия, все это говорит о том, что эта партия еще может трансформироваться. Еще неизвестно, какой будет ее судьба.

Виктор Небоженко, политолог, директор социологической службы «Украинский барометр»:

Безусловно, это может ударить по Германии. Дело в том, что «правые» не будут говорить о том, что они фашисты и выступают за нацизм. Они будут бороться за интересы тех регионов, откуда они вышли. Это прежде всего бывшая ГДР, и тут не так все просто. "Альтернатива для Германии" – это «правые», кроме того, «левые» -- это бывшие социалисты, а они будут очень активно критиковать Меркель по любому поводу и будут настаивать на некоем изоляционизме Германии. Безусловно, это отразится и на Меркель, и на нас.

Ей будет очень сложно отбиваться от энергичных и хамоватых как «правых», так и «левых». Союз «правых» и «левых» на самом деле в политологии называется воронкой, когда фашисты и коммунисты загнали послевоенную Германию в жесточайший конфликт. Я не хочу сказать, что у них большое будущее, но, безусловно, это отразится на общенациональных дискуссиях. И, разумеется, это отразится на Украине. Конфликты по поводу Украины точно будут, но радикальных изменений в геополитике Германии или во внутренней политике, конечно же, эти две партии осуществить не смогут.

Но то, что они будут очень активно критиковать Меркель, – это факт, и ее политическая старость будет отнюдь не спокойной.

Сергей Быков, политический эксперт:

Я не верю в возможность националистического всплеска, причем несмотря на то, что «Альтернатива» сформировала определенную позицию в бундестаге. Безусловно, сейчас ультраправые движения становятся все более популярными, но они держатся в рамках поддержки до 10-15%. Однако сегодня им никто не позволяет серьезно влиять на повестку дня в объединенной Европе, причем это происходит не только в Германии. Если мы посмотрим на результаты выборов в Австрии, то увидим, что там выборы прошли фактически в пять туров, и несмотря на то, что в четырех турах победу одерживал кандидат от националистов, в результате победу одержал лидер «зеленых», который шел как самовыдвиженец. Это было сделано с целью консолидировать правый электорат вокруг этого кандидата, который и стал президентом Австрии.

Аналогичная ситуация сейчас наблюдается и в Венгрии, и в других странах объединенной Европы. Ситуацию можно назвать контролируемой.

Руслан Бортник, политический аналитик, директор Украинского института анализа и менеджмента политики:

Я не думаю, что Германию ждут какие-то кардинальные пертурбации, хотя, безусловно, Германия будет меняться. В любом случае следующая оппозиция будет менее стабильной, не будет такого запаса голосов. Скорее всего, нынешний срок Меркель будет крайним в политической карьере. В следующий раз ей будет крайне сложно занять должность канцлера. Кроме того, не забывайте, что сейчас очень усиливаются «правые» и «левые», что будет повышать нестабильность в самом обществе и, безусловно, в немецком парламенте в целом. Раньше были одни «левые», которые выполняли роль дестабилизаторов и клоунов в немецком парламенте. Сегодня будут еще и правые, хотя они в принципе не могут объединиться, но совместно они будут иметь около 20% голосов. Все это делает ситуацию очень нестабильной.

Меркель теперь будет сидеть на стуле с тремя ножками, и этот стул регулярно будут покачивать. Германия будет грузнуть еще глубже в своих внутренних проблемах. Будет уменьшаться ее роль во внешних делах, в том числе и в украинском аспекте, в нормандской четверке. Для нас выборы в Германии нельзя назвать критическими, но все же будет негативный тренд, который мы увидим в результате этих выборов, увидим усталость немецкого общества от внешней политики Меркель, которая приложила руку к украинским событиям. Кроме того, я думаю, что может быть сокращена финансовая помощь, так как евроскептицизм будет только усиливаться.

***
Во всей этой истории самое печальное то, что в случае, если переговоры о коалиции закончатся ничем, страну ждут новые выборы, на которых результат крайне правых может оказаться еще выше, а страна войдет в период политической нестабильности.