...Уже сегодня ознакомиться в полной мере — то есть в сравнительном качестве, размере и формате — с творчеством этого клавишника-виртуоза вовсе не просто. Да, все его альбомы 70-х вроде бы оцифрованы, как и диски супергруппы, в которой он играл (не говоря уже о сотрудничестве с Дэвидом Боуи и «Black Sabbath»). Но как быть с концертными выступлениями, на которых и раскрывался его талант? И вот уже «The Stage Collection Live» Rick Wakeman спешит покончить с этой исторической несправедливостью.
Но Рик Уэйкман — это особенное. Он и в составе «Yes» уже выбивался за рамки просто симфо-рока, и только не менее харизматические фигуры солиста Джона Андерсона и гитариста Стива Хау сдерживали его композиторские амбиции. И поэтому все «авторское», кроме, конечно, виртуозных импровизаций, ограничилось названием альбома «Tales From Topographic Oceans» (1973), после которого Уэйкман ушел из группы. Это была не совсем вода, но с «твердой» пятеркой «Путешествия к центру Земли» самого «сольного» Уэйкмана не сравнить.
А феноменальные «Мифы и легенды короля Артура и рыцарей Круглого стола»? А «Шесть жен Генриха VIII»? Да самому автору все эти шоу с концертами действительно, как жены! И только за них его стоило ввести не только в зал славы рок-н-ролла, но и в сенат какой-нибудь, куда Калигула своих ослов не гонял (только коней). Но нет, длинноволосый блондин и нынче скромно исполняет свою собственную классику. Что на диске из перечисленных шедевров прогрессивного рока? Пожалуйста, по порядку. Из «Шести жен Генриха VIII» — «Catherine Howard (Live)» и «Catherine Parr (Live)», из «Мифов и легенд короля Артура» — «The Last Battle (Live)», из «Путешествия к центру Земли» — «The Battle / The Forest (Live)». А еще сюрпизы. «Вы помните «Битлз»? — спрашивают нас со сцены, и звучит... «Eleanor Rigby». Ну а там, где «Битлз», там и «Роллинг Стоунз», и на альбоме есть кавер их классического хита «Paint It Black».
На самом деле, все еще проще — стиль менестреля с гитарой за плечом, решительно глядящим вдаль — это возвращение к истокам. А «странное» название диска — всего лишь пересечение улиц, на котором находится студия, где записывался его автор. Вот почему здесь сразу несколько периодов молодости Стинга. Первая же песня альбома — один в один «It’s Alright For You» из второго альбома его группы «Reggatta De Blanc» 1979-го. На ней он исправно кричит «открытым» горлом, в чем его так старательно наследует солист группы «Табула Раса» (хотя стиль Адриана Белью из «King Crimson» тоже явственен).
Ну а вторая молодость у Стинга, некогда лидера группы новой волны «The Police», случилась, когда он, по примеру многих мировых звезд вроде Пола Саймона и Дэвида Бирна, попробовал стиль «world music». Это, если помните, была «арабская» песня «Desert Rose» Sting & Cheb Mami.
Теперь вот девятый трек нового альбома — это заунывная «Inshallah». А на двенадцатом — ее повтор на Берлинской сессии музыканта, то есть с Тверской он еще на Александер-плац свернул прогуляться.
Так что же все сказали, прослушав первый диск этой группы? Да, вполне может быть, но есть новые работы команд поинтересней! Что тогда вышло, помните? О, чего только тогда, в начале 80-х, даже в разгар «новой волны» не вышло тяжелого в музыке! Как на подбор, например, новые альбомы 1981-го звезд первой величины — «Rainbow», «Nazareth», «UFO». А эти, как вы говорите? Группа с явно «назывным» именем, кивающим на безусловно «металлическую» ориентацию, чтоб нам не ошибиться при выборе... Это как в 60-х: если в названии чего-либо (журнала, группы, кафе) была приставка или суффикс «бит» («beat»), считай, отбоя от покупателей твоих пончиков с женским бельем и, ну хорошо, что это у тебя? пластинки? не будет. А тут, значит, те же самые мушкетеры, только в профиль. То есть двадцать лет спустя.
Нет, первые альбомы «Металлики» были, конечно, неплохи — получше, чем последующие. В меру неповоротливые, переходящие в принципиальную лирику и даже оркестровку с анплагдом, они вполне себе выделялись серьезным отношением к классике жанра на фоне тогдашнего трэша, париков «Poison» и панталон «Sinderella». Но на своем новом альбоме группа превзошла саму себя — и по самоповторам, и по драматургическим длиннотам, и по жадности долго не выпускавших диск музыкантов. Которая, кстати, была покарана: альбом был слит в Сеть за неделю до официального релиза.