...Уже с первого трека все это экспериментальное дело звучит так, если бы битловскую «Yellow Submarine» взял и переиначил по дружбе, как он и cделал с музыкой Харрисона, широко известный в узких кругах Джефф Линн из «Electric Light Orchestra». Да и вообще многие вещи этого феноменального альбома звучат, словно поздние «Битлз» или ранний Маккартни, ведь недаром все энциклопедии мира пишут о том, что гитару наш герой-исполнитель открыл для себя с появлением ливерпульской четверки.
В частности, в дискографии «King Crimson» — это известная трилогия их очередного «объединительного» периода: «Discipline» (1981), «Beat» (1982), «Three of a Perfect Pair» (1984). Вы помните, как там поет его стратокастер? Точнее, как искусно трубит в «Разговоре слонов»? Сам же вокал Белью — именно то, помимо гениальности их Роберта Фриппа, что сделало возвращение «королей» особенно ярким и необычным. После этого у него был первый «животный» сольный альбом «Одинокий носорог», и потом еще много чего, закончившегося буквой «e», как название диска, и вот теперь — «все грани» Эдриана Белью, так сказать, великий сумасшедший «со всех сторон».
В альбом входит целых сорок четыре композиции продолжительностью от десяти секунд до вполне песенного формата. «Образчик неиссякаемой фантазии, демонстративной лени и „клондайка“ для компиляторов» — считают фанаты, дискутирующие на форуме, посвященном творчеству Белью — о том, уж не рингтоны ли вообще — все эти мелкокалиберные вспышки американского гения. Нет, ответим, не рингтоны. Новый альбом Эдриана Белью — волшебное кушанье, то есть слушанье, этакий экзотический винегрет с авангардным разрешением традиционных стилей в духе папы Заппы. В котором услышим и отголоски «Queen», и трели Марка Болана, коими нынче пробавляются и «Red Elvises», и Горан Брегович.
Словом, настоящий кондовый постмодернизм — сумасшедший, без какой-либо поп-примеси. Кстати, Белью входит в список ста лучших музыкантов прогрессив-рока: под номером «1» в составе «King Crimson», под номером «17» — с «Talking Heads», под номером «67» — как сольный исполнитель.
В очередном сборнике «живых» выступлений героев музыкальных трасс — все сплошь хиты, исполненные в разных городах. Точнее, не так. Великие хиты в турне вокруг света — вот как пристало называть этот альбом. «Got Me Under Pressure» сыграны в Нью-Йорке, «Beer Drinkers & Hell Raisers» — в Лас Вегасе, «Waitin For The Bus» — в Нэшвилле, «Sharp Dressed Man» (из фильма «Эван всемогущий») и «La Grange» — соответственно в Лас-Вегасе и Далласе. А вот уже «Rough Boy» с Джеффом Бэком звучит в Лондоне, «Tube Snake Boogie» — в Риме, а «Sixteen Tons» — в Лондоне.
Да, а куда же, спросите, все-таки прячут свои бороды участники группы? Собственно, никуда они их не прячут — это не особо изобретательные ведущие наших радиовикторин любят задавать подобные «каверзные» вопросы. Мол, две бороды — на лицах, соответственно, двух участников, а вот куда ее спрятал третий? Ответ очевиден лишь при «паспортном» вмешательстве, ведь гладковыбритого барабанщика «топов» звать Frank «Борода» Beard.
Впрочем, не особой оригинальностью отличаются также западные радиоголоса и бизнесмены. Как-то раз гитарист «топов» Билли Гиббонс рассказал одному журналу, что компания «Gillette» предложила ему и второму гитаристу Дасти Хиллу сбрить бороды для рекламного ролика за миллион долларов. На вопрос, почему он отказался от этого выгодного предложения, Билли Гиббонс ответил: «Только через мой труп».
А ведь до Вудстока к Шанкару, вспомните, приезжали битлы! И он учил одного из них, молчаливого Джорджа Харрисона, игре на любимом ситаре. И это был первый опыт знакомства европейской музыки с индийской традицией — без нот, слогов и особых мелодий. Позже Харрисон написал несколько «индийских» песен с ситаром, вошедших в альбомы «Битлз», и вообще остался единственным из группы, кто вынес хоть что-то полезное из медитативных встреч музыкантов с культурой Индии.
А что же на этом диске? Честно говоря, немного и одновременно немало. С одной стороны, всего четыре трека: две классические раги «Bangalore Yaman Kalyan», «Bangalore Tilak Shyam», а также более сложные «Ravi Shankar Explains the Eveningx92s Khamaj» и «Bangalore Khamaj and Medley», каждая из которых длится около получаса.
Помогает легендарному отцу на концерте дочь Анушка Шанкар — американская ситаристка и композитор индийского происхождения, которую Шанкар обучал с девяти лет, а в качестве классической исполнительницы она дебютировала в 13 лет.
Итак, происходит все следующим образом. Древний старик, помнящий Джимми Хендрикса и Дженис Джоплин, садится на сцене, кладет под локоть на удобный изгиб ситара ветхую тряпицу, чтобы не натереть руку, и начинает пощипывать струны, звучащие поначалу, будто арфа. В это время внимательная дочь зорко стережет каждое движение тонких и сухих пальцев, чтобы подхватить мелодию и попасть в такт. Почти всегда это ей удается. Помнится, Харрисону на уроках с гуру было труднее.