...Помнится, у одного польского автора в романе о трудном детстве случилась метафора всей последующей, взрослой жизни, которая переметнулась, как видим, в книгу Брюса Худа «Иллюзия Я, или Игры, в которые играет с нами мозг». Там еще племянник спрашивает дядю, принеся кофе в его комнату, окутанную клубами табачного дыма, здесь ли он. «Здесь ли я? — удивлялся тот. — И я ли здесь?» Словом, пока кофе стынет, попробуем разобраться с более счастливым концом истории о вреде курения.
Странно лишь, что из богов в этой книжке только Будда. Он удобен, поскольку, говорят, сам искал себя в медитации, но информации для последователей оставил с гулькин нос. Именно из него современный российский классик соорудил глиняный пулемет для своего Чапаева, который переносит всех в Пустоту.
То есть, если Бога нет и остаются только крупные научные открытия, которыми полна эта книга, то знаете, что получается? Автору книги даже самому удивительно. Оказывается, если ни Бога, кроме Будды, и ни шагу в Пустоту дядиной комнаты, то вот вам заключение доктора о том, что в мозге нет центра, ответственного за наше Я. Да, мозг управляет действиями всех типов: от автоматических до требующих сложных навыков, опыта и немалых усилий. Но ведь помимо этого существует еще и психическая жизнь. Кто же за нас читает Пелевина и смотрит «Матрицу», якобы делая это под личиной Я? Но как ни тужился автор «после того, как первая волна паров формальдегида, ударивших нам в нос и защипавших глаза, рассеялась, и мы уставились на человеческие мозги, лежавшие в каждом ведре» разглядеть там свое Я, у него ничего не вышло. Оказалось, что даже элементарное ощущение от взгляда на склонившуюся Анку («Как это у вас расстегивается... Где вы только нашли такой ремень?») и вкуса первого утреннего поцелуя («Уйдите, Петр, ради Бога, — сказала она, наморщившись. — От вас луком пахнет») невозможно найти ни в одной конкретной области мозга. «Оно возникает из оркестра всевозможных процессов, происходящих в мозге, играющих симфонию», — констатирует автор.
Хотя, на самом деле, никакой симфонии здесь нет. Ведь если «высшая мыслительная деятельность» — это всего-навсего деятельность нейронов — сенсорных, двигательных, промежуточных, то где же здесь человеческий «ум»? В неактивном состоянии эти самые нейроны практически бездействуют, слабо потрескивая желанием индивида отлить, а в активном взрываются активностью подобно глиняному пулемету Будды, рассылая каскады импульсов другим клеткам. «Как могут два этих состояния — относительный покой и сумасшедшая стрельба — создавать все хитросплетения человеческого ума?» — отступает с конницей логики автор.
Правда, автор книги, очевидно, не слишком отягощен нефтедолларами и старается увидеть свет в глубине скважины. В результате главы «Теория гражданской войны», «Нефть как одна из основ сепаратизма» и особенно «Расширение возможностей женщин: введение» кажутся наиболее интересными в свете скучного учения о полезном углеводородном сырье. А все потому, что все-таки классовое неравенство движет вышеупомянутыми нейронами в головах благородных поборников нефтеперерабатывающей морали. «Важное значение имеет источник рассматриваемых нами денежных поступлений, — звучит трибунный глас автора. — Деятельность правительств нефтяных государств финансируется не за счет сбора налогов, уплачиваемых гражданами, а из продажи государственного достояния, то есть углеводородных богатств страны. Это помогает объяснить, почему столь многие нефтедобывающие страны не входят в число демократических».
А все оттого, что об этом никто, оказывается, не ведал, и поэтому многие из них познали то самое «нефтяное проклятие». Секретность, товарищи, — вот ключевая причина коррупции, возникающей вокруг денежных поступлений от продажи нефти, этой пресловутой «крови Земли», а также длительного пребывания у власти нефтяных диктаторов, скрывающих факты, которые свидетельствуют об их алчности, некомпетентности и нежелания мятежников, выступающих против них, сложить оружие.
«Углеводороды обладают и другими проблемными качествами», — обещает нам автор увлекательное путешествие в мир занимательной химии транзитом через криминальную хронику стран третьего глаза, где бог Нефть правит бал по ту сторону рассвета.
«Я никогда никому не перерезала горло, — кокетничает „успешная“ героиня книги, хотя много раз воображала, как это делаю. Если бы я выросла в семье, более склонной к насилию, мои руки уже были бы по локоть в крови». А семья какая была, знаете? Отца наша деточка «готова была убить голыми руками», а мать не убила оттого, что та «всегда выбирала для себя спокойное запирательство, доходившее у нее до ступора, когда отец начинал пинать мебель». В целом же счастливое американское детство. «Я воровала вещи, принесенные в бюро находок, а потом продавала их в комиссионках, — вспоминает автор. — Могла взять незапертый велосипед, хозяин которого каждый день оставлял его на одном и том же месте. Кто первый встал, того и тапки».
Как бы то ни было, но клинические записи адаптированной психопатки, как отмечает ее лечащий врач и профессор кафедры психологии в Техасском университете с не менее «аббревиатурным» именем Джон Ф. Иденс, свидетельствуют о жажде острых ощущений его пациентки. Так что читателю этой остросоциальной книги расслабляться не стоит. «Я бы вам понравилась, если бы вы со мной познакомились, — заверяют его в книге. — У меня совершенная улыбка, которая часто встречается у героев телесериалов и редко — в реальной жизни. Вы бы с радостью пригласили меня пойти с вами на свадьбу вашей бывшей жены — это было бы забавно и увлекательно».
И с этим нельзя не согласиться, по крайней мере, тому, кто по-прежнему верит в «успешное» Я, разбитое в утреннем зеркале, отсутствие нефти в последующем глотке кофе, а также наличие юмора у серийного убийцы, кормящего голубей у соседней школы.