«Невозможно, чтобы люди жили вместе, не ощущая то целое, которое они образуют своим объединением, не привязываясь к этому целому, не заботясь о его интересах и не учитывая их в своем поведении», — отмечал в свое время один из основоположников социологии Эмиль Дюркгейм.
Согласно последним декабрьским данным компании Research & Branding Group, 46% украинцев поддерживают интеграцию страны в ЕС, а 36% — в Таможенный союз. Каждый пятый житель Украины не определился с однозначным выбором. Сторонники интеграции с ЕС преобладают на Западе (81%) и в Центре (56%), также за интеграцию с ЕС выступают треть жителей Юга и 18% жителей Восточной Украины. За интеграцию с Таможенным союзом выступают две трети жителей Востока и чуть более половины жителей Юга Украины.
49% украинцев поддерживают киевский Евромайдан. Противоположного мнения придерживаются 45% респондентов. Наибольшей поддержкой Евромайдан пользуется на Западе (84%) и в Центре (66%). Также Евромайдану симпатизирует треть жителей Юга и 13% жителей восточного региона. Больше всего не поддерживают Евромайдан на Востоке (81%) и Юге (60%).
Как мы видим, в условиях нового политического кризиса украинцы разделилась в подходах к оценке текущей ситуации в стране. Несмотря на то, что на Юго-Востоке многие лояльно относятся к евроинтеграции, последние киевские акции протеста так или иначе пробудили «мышечную память» ноября-декабря 2004 года, и в украинском воздухе повеяло регионально-идеологическим расколом девятилетней давности.
Но как бы там ни было, в стране, в общем-то, уже сложилось общепринятое понимание того, что необходимо сохранять национальное единство. Раскольнические настроения воспринимаются, скорее, как маргинальные, а лозунг «Схід і Захід разом» считается выражением одной из ключевых национальных ценностей.
Но есть и другая сторона вопроса. А именно — гражданские чувства, эмоции и мысли, связанные с идеей «мирного развода», который якобы позволит разным частям Украины сбросить с себя тяжелую ношу политической взаимозависимости, жить только под властью «своих» и без лишних внутренних распрей интегрироваться туда, куда хочется.
И здесь возникает вопрос: если большинство выступает все-таки за национальное единство, то чем конкретно каждый сам для себя объясняет его приоритет над региональными «я»? Ради чего Галичина и Донбасс должны жить под одной государственной крышей, глядя при этом в разные идеологические стороны? На днях автор этих строк задавал этот вопрос знакомым жителям Донецка. Стоит привести несколько цитат.
«То, что история соединила, лучше не рвать»
Игорь, 25 лет, работник госучреждения: «Я считаю, что подавляющее большинство тех, кто стоит на Майдане, не знакомо с текстом Соглашения об ассоциации и его условиями. Звучат абстрактные лозунги, а нужна конкретика. Но куда бы мы ни стремились вступить, нужно не забывать, что мы — одна страна, так сложилось исторически, и от этого никуда не деться. Эту целостность нельзя терять. Если же мы ее потеряем, то ни одна из сторон от этого не выиграет, а проиграет во всех отношениях. Я думаю, что проведи сейчас специальный референдум, украинский народ подтвердил бы, что он хочет жить в едином государстве. Но важно помнить, что никакой геополитический вектор ничего не изменит, пока мы сами не возьмем ответственность за свою страну».
Марина, 42 года, инженер: «К Евромайдану я отношусь плохо, но хотелось бы, чтобы между регионами Украины было согласие. Чем больше страна, тем лучше. Мы хотим ездить в Карпаты, нас там очень хорошо принимают. Мы говорим на русском, они — на украинском, мы друг друга хорошо понимаем. Разные культуры — это хорошо. Наша страна не должна быть фикцией, мы не можем разбегаться по каждому поводу».
Владимир, 61 год, пенсионер: «Честно говоря, не верю ни одной из политических сторон. А единство страны нужно обязательно сохранять, потому что две части нашей страны составляют одно большое целое. Мы дополняем друг друга. У нас потихоньку образовывается гражданское общество, поэтому нужно держаться вместе. Искра для раскола страны или гражданской войны может произойти только от политиков, народу это не нужно».
Николай, 53 года, электронщик: «Я не поддерживаю то, что сейчас происходит в Киеве. Что касается национального единства, то его, конечно же, следует беречь. У нас родственники живут по всей Украине, и не хотелось бы, чтобы были какие-то разрывы. То, что исторически идет, нельзя кардинально разрывать. Это к хорошему никогда не приведет, начнется война или что-то подобное. То, что история соединила, лучше не рвать».
Александр, 33 года, переводчик: «У каждого человека есть семья, родственники. Украина — это большая семья с разными родственниками. В любой семье бывают всякие моменты, как позитивные, так и негативные. Бывает, когда семья на грани развода. Но необязательно же доводить до этого, нужно сохранять семью. Должно быть понимание, что ты — не украинец Галичины, Крыма, Центра или Востока, а украинец всей Украины, и поэтому нужно искать какие-то точки соприкосновения, чтобы сохранить эту семью».
Единство ради единства — это нормально
Очевидно, что преимущественно негативное отношение дончан к Евромайдану далеко не во всех случаях подразумевает скептическое отношение к соборному будущему Украины. Символично, что жители шахтерской столицы, говоря о необходимости сохранения национального единства, ссылаются не столько на какие-то социально-экономические преимущества, сколько на морально-исторические. А еще прослеживается более глубокая вещь — природное человеческое стремление к единству, согласию, созиданию, конструктиву и т. д. Человек может и не найти приземленных аргументов, почему Запад и Восток Украины должны жить вместе, но за этим осознанием может стоять нечто более весомое, чем рациональные доводы: тяга к цельности и целостности как таковая.
Тезис о том, что государство — это большая семья, приписывается еще древнекитайскому философу Лао-цзы (стоит обратить внимание, что с точки зрения этого учения, во главе государственной семьи должна стоять аристократия, избранная на основе добродетелей и знаний, а не богатства и родства). О двух главных движущих силах в человеке — эросе (инстинкте созидания) и танатосе (инстинкте разрушения) писал Зигмунд Фрейд; борьбу этих инстинктов он считал основой общественно-культурного процесса. А о том, что царство, которое разделится в себе, не может устоять, написано в Евангелии. Кстати, какое достаточно известное выражение напоминает вам вышеприведенная цитата донецкого электронщика Николая: «То, что история соединила, лучше не рвать»?