«Видеть и разрушать»: арт-вандализм как пиар украинского искусства

На прошлой неделе произошёл, пожалуй, наиболее громкий за последние годы скандал в украинском искусстве. Даже похищение шедевра Караваджо из Одесского музея западного и восточного искусства в 2008 году так не обсмаковывали в прессе, как уничтожение значительно менее интересной по своей художественной ценности картины «Колиивщина» Владимира Кузнецова перед открытием выставки «Великое и Величественное».

Уже почти неделю пресса гноится комментариями директора «Мистецького Арсенала» Наталии Заболотной, которая пытается оправдать свой поступок. Что бы они ни говорила, а её решение закрасить картину «Колиивщина» чёрной краской — это, безусловно, вандализм.


Картина «Колиивщина» до и после закраски

Интересно, что стояло за этим поступком: желание Заболотной попиариться или же её банальная глупость. Второе — маловероятно, ведь большинство тех, кто имел дело с нынешним директором «... Арсенала», отзываются о ней, как о высокообразованной и разумной женщине, которая хорошо разбирается в искусстве.

Ну а попытка таким образом попиариться выглядит весьма вероятно. Во-первых, картину Кузнецова всё равно закрасили бы по окончании выставки «Великое и Величественное». Во-вторых, художник работал над картиной всего четыре дня и, судя по снимку и комментариям самого автора, она была готова лишь наполовину. А значит, довести картину до ума всего за один день, который оставался до открытия выставки, он попросту не успевал. Выставлять же столь крупное (11 на 5 метров) недописанное полотно по соседству с признанными шедеврами Ильи Репина и других классиков — вопиющий непрофессионализм, на который кураторы выставки вряд ли бы отважились.

В-третьих, арт-проекты Наталии Заболотной регулярно сопровождаются показухой, а их церемонные открытия, как правило, проходят с помпой. Соответственно, подобные события должны сопровождаться громким эхом в прессе. Однако даже терабайты фотографий со светского раута во время открытия подобной выставки производят весьма слабый эффект на рядового зрителя. Мысли, а-ля: «Пойду-ка я гляну на картину, на которую вчера Янукович/Патриарх Крилл смотрел», уже не заставляют обычных людей выстраиваться в очереди перед «Мистецьким Арсеналом». Один из немногих мотивов, которые действительно могут их заставить пойти на выставку, — скандал.

«А, это та выставка, на которой картину замалевали...» — вспыхивает в сознании рядового люмпена при виде рекламы «Великого и Величественного». Ведь у такого человека не возникнет желания сходить на выставку лишь ради того, чтобы посмотреть редкие шедевры Николая Пимоненко, Вильгельма Котарбинского, Николая Ге, Александры Эстер, Казимира Малевича и многих других выдающихся мастеров, в своё время творивших на территории современной Украины. Подобному человеку необходим более простой понятный мотив.

Увы, на вандализм как таковой наш социум реагирует лучше, чем на восхищение прекрасным. Ругаться и разрушать люмпену интереснее, чем видеть и понимать. Под эту прихоть малообразованного в своём большинстве украинского социума, очевидно, и подстроилась Наталья Заболотная, решив уничтожить работу Владимира Кузнецова.

Ведь другую картину, которая, как и «Колиивщина», по словам директора «Мистецького Арсенала», «не вписывалась в общую концепцию выставки», просто вынесли из музея. Это было полотно Василия Цаголова «Коктейль Молотова». Его, к счастью, не закрасили.


«Коктейль Молотова». Василий Цаголов

Так что после поступка Наталии Заболотной в украинском арт-пространстве, можно сказать, окончательно оформился тренд популяризации искусства — арт-вандализм. И если он будет набирать обороты, то вскоре в среде наших художников может появиться неписанное правило: «Если твои работы уничтожают, значит, ты популярен».

Практически каждая неделя существования нашей независимой страны отмечается гибелью того или иного произведения искусства.
В мае этого года в Сумах уничтожили стрит-арт, созданный в рамках фестиваля «Цветной город». Авторы этой работы на ул. Казацкий Вал — Александр Никитюк и Владимир Нойс. Их стрит-арт, интерпретировавший картины Питера Брейгеля, не простоял и года. Ведь владелец здания, на котором изображалась эта композиция, решил утеплить стены.



Граффити в Суммах до и после утепления стены

Организаторы фестиваля «Цветной город» планируют в будущем разработать специальный туристический маршрут по Сумам, проходящий через дома, украшенные подобным стрит-артом. Но будет ли, что показывать туристам, если владельцы остальных домов, украшенных подобными композициями, не осознают ценности этого искусства и тоже решат утеплить стены?

Несмотря на бычий цинизм владельца этого здания, его поступок неплохо пропиарил сам фестиваль «Цветной город». Ведь упоминаний в Интернете о том, что уничтожили этот стрит-арт, не меньше, чем сообщений о самом фесте.

21 июня этого года в Севастополе сломали памятник Григория Потоцкого «Символ Доброты и Детства — Одуванчик», стоявший у Дворца детского и юношеского творчества. Этой работой скульптор пытался донести до людей, по его словам, «частицу сердечной доброты».



Памятник «Одуванчик» до и после 21 июня

«Одуванчик» с корнем вырвал «атаман» Черноморской сотни Анатолий Марета. Ранее представители общественной организации «Русская община Севастополя» неоднократно заявляли о своём неприятии памятника. Они рассмотрели в этой композиции религиозные символы семитского происхождения. «Раскрытая ладонь с глазом в отталкивающем жесте, многократно повторенная во все стороны, никак не ассоциируется с цветком-одуванчиком, однако является легко узнаваемым религиозным символом семитского происхождения, называемым ХАМСА», — говорится в их официальном заявлении.

И вновь количество скандальных новостей о том, что в Севастополе сломали памятник «Одуванчик», заметно превысило количество сообщений о самом появлении такого памятника.

Эта печальная тенденция украинского сознания «реагировать прежде всего на разрушение» диагностирует наличие в нашем обществе критического большинства лузеров. Ведь только те, кто привык по жизни терять и проигрывать — острее реагирует на утрату, чем на созидание. Последнее же свойственно успешным и любознательным, которых в Украине меньшинство.

Наверняка почувствовав эту варварскую склонность нашего народа «топтать бисер», который перед ними мечут кураторы выставок современного искусства, организаторы PinchukArtCentre и решили расставить в каждом из залов не просто по консультанту (как в остальных музеях), а по полноценному охраннику. Последние внимательно следят за тобой, случайным посетителем, в какой бы части музея ты ни оказался. Их взгляд на себе ты чувствуешь иногда, словно марку лазерного прицела огнестрельного оружия. Это, естественно, не может не раздражать. Но по-другому, очевидно, нельзя.

В украинском законодательстве нет термина «вандализм». Ответственных за акт надругательства над произведением искусства судят в основном по статье «хулиганство». Но ни по одному из вышеперечисленных случаев вандализма не было начато судебное разбирательство. Поэтому каждому художнику/куратору приходится своими силами бороться с практически неизбежной угрозой утратить своё произведение/арт-проект.

P. S. 5 апреля прошлого года двое подвыпивших жителей Днепропетровска решили побуцать мячик. На такую забаву их вдохновил символ «Евро-2012», выполненный в виде большого пластикового мяча, который они тотчас же оторвали от подставки и начали развлекаться. Когда же их схватили и заставили возместить убытки (стоимость символа чемпионата — 130 тыс. грн.), то парни сразу же согласились отработать свой вандализм «натурой». Уже на следующий день они стояли возле осквернённого ими символа с табличками «Я законченный идиот, разбил мяч Евро-2012».

Что же в таком случае могло бы быть написано на табличке Наталии Заболотной?