Франциск I и геополитика

Забавно, что нестяжательский стиль нового папы в свое время сильно задел сначала гражданина Денисенко (патриарха Филарета), а не каноническую УПЦ. Видимо, ей управляют люди поумнее, похитрее, поэтому они промолчали. Однако и этот самоподрыв Филарета, и последующие длинные пасхальные оправдания руководителя РПЦ Кирилла со свитой свидетельствуют о том, что серьезность намерений римского архиепископа их обеспокоила. И это неудивительно.

Нет, автор отнюдь не призывает священников ходить в рубище, питаться корешками и жить в лесу. Это из нездорового. Но общество — «мир» — если оно более или менее адекватное, не считает роскошный образ жизни пастырей (для атеистов «служителей» или «работников» культа) подобающим.

Может быть, это прозвучит жестоко для людей, глубоко погруженных в религиозные переживания, но в украинских селах дети в основном стремятся в менты или священники — ради гарантированного дохода. Или хотя бы, чтобы ездить в «панському вагоні». Это так купейный вагон называют в самых забитых уголках западной Украины (подслушано в августе 2005 года в общем вагоне поезда Чоп-Солотвино). Не находите, что это далеко от идеала служения Богу, изучения Священного писания, или спасения своей собственной или чужой души?

Ладно бы, если бы система отбора как-то отфильтровывала подобные кадры, но надежда на это невелика: деградация постсоветского социума, пронизанного анархическим («диким») капитализмом, постулирует как раз негативный отбор. Вот член приемной комиссии рядом добавляет к этому пассажу: согласно правилам приема в ряд наших университетов единственная специальность, на которую принимают выпускников, не прошедших ВНО (можете представить этот контингент и средний балл аттестатов) — это теологическое отделение! Гумилёв, к слову, подобных кадров, пролезших наверх благодаря негативному отбору, называл «субпассионариями». Их функция — разлагать государства.

В католицизме, между тем, происходит иной процесс. Да, его атакуют сексуальные меньшинства извне, а изнутри — измученные целибатом иереи. Но это явно не самое главное. Католики оперативно реагируют на общественно-политический и научно-экономический процесс, на глобализацию — они не заняли по отношению к нему тупиковой и заведомо проигрышной позиции, наподобие мусульман.

Пусть нынешний папа и этнический итальянец, но из Латинской Америки, из ее процветающей, но обуреваемой противоречиями части — Аргентины. Это Zeitgeist, «дух времени» — Франциск I ему полностью соответствует. Аргентина — развитая страна, но с агрессивными слоями и группами населения, которые не вписываются в иерархию «золотого миллиарда». Это европейско-креольское общество и индейские закоулки, что теперь важно, ведь «чавизм» на севере континента породил моду на «возвращение к корням»: социализм нашли у майя покойный Чавес и живой Моралес. Это и печальное наследие авторитаризма, и трудные вопросы наследия тоталитаризма европейского (десятки тысяч нацистов бежали в Аргентину). В общем, как видим, полный символический комплекс современности.

Не рискну судить, должно ли православие что-то противопоставлять этой обновленной (социал-консервативной) платформе Рима или просто идти в тренде. Но дело в том, что русское православие (как, кстати, и греческое) стоит на платформе национал-консервативной. Причем и «Киевский патриархат», и автокефалистская партия внутри УПЦ стоит на той же платформе, но смягченной рынком, тем самым анархическим (а значит коррумпирующим) капитализмом. И эта позиция — откровенно обречена на неудачу с точки зрения общественного мнения, которое в значительной мере формируется медиа-сообществом.

При этом не следует считать, что медиа-сообщество заражено поголовно «бесовством» и намеренно «третирует попов». Ведь ни к чему конструктивному вражда со СМИ не приводит. Просто следует задуматься: не знаю, униат ли Дмитрий Фирташ, но с целью выглядеть прилично на Западе он существенно помогает украинскому католическому университету. В Черновцах есть интеллигентская традиция, ныне активно возрождаемая, — ночью на крупные религиозные праздники обходить все церкви.

В православных — толпы бытовых «пелагеян». Это и не хорошо, и не плохо — просто факт. А бытовые «пелагеяне» — это такая любопытная ересь. Цитата из современного русского философа Виктора Милитарева: «Под бытовым пелагианством я понимаю религиозность огромной части нашего народа, которая именует себя православной, но в церковь практически не ходит. (...) В чем он выражается? Эти люди считают себя верующими, православными, но в церковь практически не ходят, кроме особой группы случаев. На Пасху имеют обычай выходить на улицу и, как они выражаются, „смотреть за крестным ходом“. К Пасхе пекут куличи, красят яйца и готовят творожные пасхи, далее разговляются, хотя и не говели. Эти люди крестят своих детей, отпевают покойников и венчают браки. Но не всегда, а только когда считают брак надежным, потому что, по их мнению, венчанный брак должен быть на всю жизнь, без развода».

В греко-католических — какая-то более соответствующая религиозному настроению атмосфера. Это мое мнение, хотя я — не греко-католик.

Не приносится ли подлинность религиозного чувства в жертву поверхностной бытовой массовости, консьюмеризму? Для нас в Украине не слишком актуальны споры вокруг личного культа первосвященника — и впрямь далекого от Евангелия, но побеждает ведь тот, кто властвует над умами, а не над массой. Франциск с большим интересом относится к Украине, в отличие от Бенедикта. Возможно, русским и украинским православным следует начинать что-то предпринимать, чтобы не быть вытесненными с Олимпа политической и экономической власти, завоеванного во времена Перестройки?