«Новая волна» в луже украинского кинематографа

30 мая на широкие экраны выходит подборка украинских короткометражных фильмов с претенциозным названием «Украинская новая волна». Посмотреть её можно будет в Киеве, Одессе, Львове, Днепропетровске, Ужгороде, Ивано-Франковске, Ровно, Донецке и Черновцах.

Подобного рода альманахи в последние годы появляются в украинских кинотеатрах с приятной регулярностью. «Мудаки. Арабески» (2010), «Влюблённые» (2011), «Украина, goodbye» (2012) — каждый из них становится своего рода лакмусовой бумажкой, которая отображает алхимические процессы в отечественной киноиндустрии.

О том, что именно короткометражки являются лицом современного украинского кино, свидетельствуют их как фестивальные, так и прокатные успехи. Например, «Кросс» Марины Вроды и «Попутчики» Игоря Стрембицкого получили «Золотые пальмы» в Каннах, «Ядерные отходы» Мирослава Слабошпицкого — «Серебряного леопарда» в Локарно и т. д. Не менее успешна и прокатная судьба наших короткометражек. «Мудаки. Арабески», подборка фильмов, героизирующих люмпена, собрала в кинотеатрах около 10 тыс. зрителей, не учитывая он-лайн просмотры. Своими успехами может похвастать и альманах «Украина, goodbye».

При этом украинское полнометражное кино до сих пор не сложилось в определённую тенденцию. Наших полных метров настолько мало, что практически каждый из них становится в чём-то первым. «Тот, кто прошёл сквозь огонь» — первый украинский блокбастер, «Дом с башенкой» — первый украинский фильм, победивший в Карловых Варах, «Никита Кожумяка» — первая украинская полнометражная 3D анимация и т. д. Конец этого «первенства» в украинском кино будет положен лишь только в этом году, который обещает вывести на широкие экраны около десяти отечественных полных метров.

Пока же ситуация в украинском кино такова, что молодые режиссёры ещё не выросли из коротких штанишек, а старые — вовсе остались без штанов. Ни первым, ни вторым в таком случае не удаётся снять достойную полнометражную ленту. Ведь у первых есть финансирование, но не хватает опыта, а у вторых, в большинстве своём, нет ни одного, ни другого. Причина проста — госсредства на кино распределяются преимущественно между молодыми режиссёрами, в то время как старшее поколение постепенно теряет свою и без того невысокую квалификацию.

Короткометражки, которые можно будет увидеть с 30 мая, получили название «Украинская новая волна» как бы авансом. В своё время «Новые волны» прогремели во французской, румынской и нескольких других кинематографиях. Фильмы этих стран получали многочисленные призы на фестивалях и заставляли даже самых матёрых критиков усомниться в том, что в мире кино они знают абсолютно всё. Основной критерий, по которому фильмы можно отнести к «Новой волне», — оригинальность стиля. Однако ни одна из семи короткометражек этого альманаха таковым не обладает.

В столь претенциозном названии этой подборки видится желание организаторов создать миф о том, что в Украине существует полноценная киноиндустрия. Однако на самом деле Украина лишь в самом начале пути формирования этой самой полноценной киноиндустрии.

Открывает показ короткая лента Юлии Райвентер «Диалог в одиночестве» (2011). Короткая история о бытовых взаимоотношениях, которые заставляют человека чувствовать себя одиноким даже во время разговора с близким человеком.

Самые продолжительные аплодисменты вполне заслуженно получил фильм Дмитрия Сухолиткого-Собчука «Борода». Его действие разворачивается в маленьком западноукраинском селе. Главный герой — бородатый и неприветливый старик, который, дабы заполнить своё одиночество, регулярно ходит в церковь и на рыбалку. Его дочь живёт с мужем-иностранцем в Италии. Поэтому увидеться с ней главному герою выпадает лишь в раз год.

Кроме «Бороды», в этой подборке участвует ещё один фильм из альманаха «Украина, goodbye» — «Гамбург» Владимира Тихого. До стерильности лаконичный сюжет этой картины разворачивается в больнице. Всего две сцены. Всего несколько реплик. Всего пара-тройка актёров. Однако этого оказалось вполне достаточно для того, чтобы рассказать об актуальной проблеме «внутренней» (во всех смыслах) эмиграции. Фирменный стиль Владимира Тихого — оставлять недосказанной кульминационную сцену — здесь доведён практически до совершенства.

Наиболее массивная картина в этой подборке — «Уроки украинского» Руслана Батицкого. В центре её сюжета — роман молодой учительницы и парня-шахтёра. Действие разворачивается в промышленном восточноукраинском городке, над которым словно бы повисло какое-то индустриальное проклятье. Мораль здесь уступает место понятиям местной банды, красота — антиэстетике, а чувства — жестокости. Не удивительно, что у выросших в этих краях людей возникает животное чувство ненависти к чужому счастью. Поэтому нежные отношения учительницы и молодого шахтёра провоцируют местных парней начать охоту на них.

И пусть любовь главных героев — не более чем солнечный зайчик, скачущий по апокалиптическим пейзажам нашей серой реальности, фильм оставляет светлое чувство надежды на то, что всё изменится к лучшему.

«Уроки украинского», пожалуй, самый патриотичный отечественный фильм последних лет. «Украинскость» как таковая здесь показывается, как нечто светлое и оптимистичное, пришедшее на смену индустриально-советскому прошлому.

Аллегоричная мелодрама «Дорога» Максима Ксёнды также рассказывает о парне из индустриального города. Выдав себя за инвалида, прикованного к коляске, он цепляется к фуре, которая следует в другой областной центр. Таким образом, парень хочет приехать к своему родному отцу, который живёт там уже с другой семьёй. Однако общение с водителем этой самой фуры даёт ему больше, нежели долгожданная встреча с родным отцом. Этот фильм мямлит затёртую истину о том, что «духовное родство — выше родства физического».

Общая атмосфера пессимизма и отчаяния всех этих лент разбавляется ритмичной картиной Дениса Сполитака «Между двадцатью и полуночью». Это бодрая зарисовка об одной ночи в институтской общаге, которая на несколько часов превращается в зону свободного творчества. Пикантные игры, богемные развлечения и молодёжные приколы — основные ингредиенты этой драйвовой ленты.

Горький привкус позитива оставляет лента Антонины Ноябрёвой «День Независимости». В ней прекрасно обыгрывается трагикомизм и юмористический абсурд праздновани национального праздника. Эта лента получила в прошлом году награды на двух крупнейших отечественных кинофорумах: «Молодости» и Одесском международном кинофестивале.

В центре сюжета — компания парней с окраины, которые целый день решают, как бы провести День Независимости. Однако по мере того, как они встречаются со своими друзьями, банальное желание побухать, подпалить мусорник и повыяснять отношения друг с другом превышает светлые планы побывать на параде, посмотреть на салют и посетить достопримечательности.

...Не случайно на постере альманаха «Новая волна» красуется монстр, напоминающий Минотавра. Ведь все эти ленты были сняты при поддержке Государственного агентства по вопросам кинематографа (Госкино), и чтобы выбить финансирование на съёмки каждой из этих лент, её авторам необходимо было пройти коридоры министерств и госучреждений. Не заблудиться же в них столь же сложно, как и в критском лабиринте Минотавра.

Фильмы для альманаха отбирались не по внутреннему смыслу, а по факту того, что в их создании приняло участие Госкино. Пожалуй, единственное, что можно встретить в сюжете каждой из этих короткометражек — телефонный звонок, который остаётся без ответа. Этот «звонок-без-ответа» словно исходит от самого зрителя, который хочет получить от украинского кино ответы на волнующие его вопросы. Вряд ли многие зрители встретили в этих короткометражках актуальные для них темы, вряд ли увидели в них решение актуальных для себя проблем.

Проект «Украинская новая волна» обещает стать регулярным. Следующая подобная подборка новейших украинских короткометражек выйдет в прокат в конце года. Остаётся лишь надеяться, что в новых фильмах зрителю удастся «увидеть и получить». Лишь тогда название «Новая волна» будет звучать оправданно.