Несмотря на очевидную непопулярность и яростную критику, вновь всплыла тема налога на обмен валют, правда, теперь якобы с социальным подтекстом. Депутат от Партии регионов Владимир Зубик предлагает уже с 1 июля обложить сбором в 1% операции по обмену валют как физическими, так и юридическими лицами.
Уточним: сбор планируют взимать не с продажи иностранной валюты банком клиенту, как планировал сделать НБУ в конце прошлого года, а с любой обменной операции. При этом и Нацбанк вовсе не отказался от планов облагать налогом продажу валюты, так что поборы с ее покупателя могут составить не 1%, а 15+1%.
И это не только словесное пожелание оно уже оформлено юридически в виде законопроектов
Ведь социальные последствия такой, с позволения сказать, «реформы» уже видны невооруженным взглядом. В любой службе трудоустройства изо дня в день растут очереди безработных женщин чуть старше
Для того, чтобы эта мера дала ожидаемый правительством результат (то есть временное уменьшение пенсионных выплат), нужно обеспечить достаточное количество рабочих мест для пожилых, причем не в ущерб молодежи. Иначе накопление критической массы недовольных, и пожилых, и молодежи, чреватое социальным взрывом. А откуда возьмутся эти рабочие места, если экономический застой и упадок становятся все более заметными, промышленное производство сокращается даже по официальным данным, предприятия закрываются, эксперты прогнозируют не просто замедление роста ВВП, а даже его уменьшение?
Правда, правление самого Пенсионного фонда заявляет, что «реформа» рассчитана на несколько лет и положительные результаты от ее внедрения народ ощутит не сразу. Какие это положительные результаты и будут ли они ощутимы так же наглядно, как пресловутое «покращення», там не уточняют, зато делают одну существенную оговорку при условии, если будет достигнута бездефицитность Пенсионного фонда. Что в нынешних условиях равносильно известному выражению «когда рак на горе свистнет».
Кстати: а какое вообще отношение может иметь обещанная реформой накопительная система к нынешнему пенсионному дефициту? Ведь суть накопительной системы в том, что каждый гражданин сам, за счет собственных отчислений, формирует себе фонд будущих пенсионных выплат, потому его не должно волновать, есть ли в фонде еще какие-то деньги, кроме его собственных, а их уж трогать не должны! Или у нас предполагается как-то иначе?
Как сказал Рузвельт, нельзя долго обманывать всех. Признаки нарастающего недовольства, наконец, заметили даже в правящей партии. В СМИ появились сведения о том, что «в верхах» готовится законопроект о смягчении некоторых норм пенсионной реформы. Впрочем, кто его готовит и когда внесет, пока неизвестно. Не исключено, что «первой ласточкой» в этом направлении и станет законопроект Зубика дабы потом не возникало вопроса, чем латать расширяющуюся дыру в Пенсионном фонде.
В этой связи заместитель председателя правления Пенсионного фонда Валентина Никитенко заявила, что отмена столь горячо любимого детища правительства резко повысит дефицит фонда на 60% или 12,7 млрд гривен в дополнение к уже имеющимся 21,7 млрд. Видимо, такое заявление тоже неспроста.
Стоит заметить, что борец за пополнение государственного бюджета Владимир Зубик уже известен украинской общественности в совсем ином качестве как одна из первых «тушек» в истории отечественного парламентаризма. Будучи избранным в Верховную Раду в 2006 году по спискам БЮТ, он уже в
Теперь о предполагаемых размерах бюджетных поступлений. Откуда в расчетах г-на Зубика взялась такая ошеломляющая воображение цифра, непонятно. Ведь крупные фирмы, осуществляющие миллионные операции, всегда найдут многочисленные способы уйти от предлагаемого сбора. Несколько таких способов может предложить любой начинающий банкир. Остается население. Но и тут особых перспектив не наблюдается.
Финансовые аналитики отмечают резкое сокращение объемов покупки валюты физическими лицами в Украине. Если в сентябре прошлого года украинцы купили валюты на 1,8 миллиарда долларов больше, чем продали, то в апреле
Есть такая шутка: последняя степень нищеты у украинца пора сдавать доллары! Судя по всему, именно эта глубокая мудрость и заложена в основу расчета будущих бюджетных поступлений. Но не только.
Как известно, сейчас самым крупным и надежным источником валютных поступлений в Украину являются деньги, заработанные гражданами страны за ее пределами. Сколько их разными путями пересылается в Украину надежных сведений нет. Ведь какому-то подсчету подлежат только суммы, пересылаемые легально в виде денежных переводов. Впрочем, все равно получается немало: по данным НБУ, в 2011 году таких переводов набралось на 7,5 миллиардов долларов, и нет оснований полагать, что с тех пор эта сумма значительно уменьшилась. А сколько денег ввозится иными путями в посылках, «с оказией» через знакомых и т. п. даже предположить трудно. Но все равно ожидаемых г-ном Зубиком десятков миллиардов, пусть даже в гривнах, не набирается. Наоборот, в ответ на все попытки государства наложить лапу на деньги «заробитчан» они изыскивают альтернативные варианты.
Стоит вспомнить: еще весной 2009 года тогдашний вице-премьер-министр Александр Турчинов предложил ввести пенсионный сбор для трудовых мигрантов для их пенсионного обеспечения после возвращения на родину. Речь шла о добровольных взносах в Пенсионный фонд. Сейчас эта тема получила новое развитие. С начала мая вступили в силу изменения в законы об уплате добровольных страховых взносов в Пенсионный фонд. При этом оговариваются и размеры добровольных взносов минимальный и максимальный. Минимальный составляет 33,2% от минимальной зарплаты на момент заключения договора о пенсионном страховании. Правда, возникает вопрос если это дело добровольное, зачем ограничивать размеры страховых взносов? Если человек хочет вложить миллион долларов зачем ему отказывать?
Но самое главное и при правительстве Тимошенко идея особым спросом не пользовалась, на добровольное страхование соглашались единицы из миллионов «заробитчан», теперь тем более. Ведь такой договор предполагает наличие хотя бы минимального доверия к власти, а об этом сейчас говорить не приходится.
Трудовые мигранты боятся «светить» доходы, чтобы не привлечь внимание фискалов или организованной преступности, тесно связанной коррупционными отношениями с чиновничеством государственных органов. Большинство предпочитает вкладывать деньги не в Пенсионный фонд, а в недвижимость на родине. Не говоря уже о том, что трудовые мигранты уже платили социальные взносы с заработка в стране пребывания и справедливо недоумевают: почему они должны платить еще раз стране, в которой возможности зарабатывать на жизнь их фактически лишили?