Странная ассоциация. Но и что-то закономерное и взаимосвязанное в ней есть, ведь в том числе, «мементо море» на латыни означает «помни о смерти». Да! Почти так, как перевел герой Никулина в одной из комедий Гайдая: «моментально в море»... Но в Литве еще называют «Морем» соломенное чучело, которое олицетворяет Зиму, и которое сжигают в языческий праздник Масленицы.
12 февраля в этом году литовцы отмечали Масленицу и начало Великого поста. В этот день и даже раньше в выходные, которые предшествуют этому дню, в стране проходят гуляния, люди радуются жизни. Кроме обильных возлияний и объеданий в этот день отдают дань многим языческим ритуалам. И когда под Каунасом в селе Румшишкес (известном на всю Литву этнографическом музее под открытым небом) гуляющие граждане водят хороводы, орут и балуются, как дети, и бегают в карнавальных масках, невольно думаешь о том, что в нас, в славянах и литовцах, еще не «отбродили» гены далеких предков.
«Жеймас, жеймас побегти иш кейма!» («Зима, зима, убегай со двора!») скандирует-горланит хороводящий народ. Хороводы устраивают на центральных площадях сел и улиц, особую активность проявляют в этих мистериях ряженые. Кроме ведьм, коз, «скелетов» и чертей, азарт толпы разжигают два сказочных персонажа Лашининис и Канапинис. Лашининис, что значит «сало» (Сальный Человек), олицетворяет гедонистическое начало: обжорство, торжество Бахуса и прочие человеческие слабости. Канапинис (Конопля) вовсе не связан с наркоманией, это древний символ Воздержания. Это почти Голод... В Масленичной мистерии побеждает именно он. Но придет Пасха победа снова будет за Сальным человечком.
«Море», по тем же старинным литовским поверьям, это божество плодородия. Это как бы и уходящая Зима, но это и символ возрождающейся из пепла природы. Сожжение чучела «Море» также символизирует и очищение от бед и пороков, обновление человеческого естества и всей природы.
Литовцы народ работящий и не выискивают поводов, чтоб увильнуть от работы. То ли дело у нас, в Украине, где к советским праздникам добавились религиозные, да остались языческие, да многие не ленятся отмечать профессиональные «дни». Так что, хоть Масленица «по графику» и выпала на вторник, 12 февраля, главные гулянья прокатились по стране в предшествующие субботу и воскресенье. И я там, что называется, был, и мед с горячим пивом пил! Но Румшишкес меня поразил не только размахом и массовостью (нечто подобное каждый год наблюдается и у меня на родной Полтавщине, на Сорочинской ярмарке). Черт возьми, приятно было, когда ряженые мужики, когда я только заикнулся, что прибыл с Украины, во всю глотку заорали-запели: «Ти ж мене підманула, ти ж мене підвела!» Будто это была их родная и горячо любимая песня, и меня только и ждали здесь, чтобы вместе заорать бесшабашные украинские куплеты о несчастной, обманутой любви...
А потом уже всё покатилось-поехало! Поскакало-попрыгало: вместе со всей литовской братией, с многоликой и пестрой толпой гостей в бешеном хороводе перед церковью! Все святые в эти часы затыкают уши на языческие заклинания и закрывают глаза на буйные бесчинства. Только один литовский святой Флориан, покровитель пожарников, остается бдеть в центре площади на своем постаменте. От этого зажигательного танца как бы чего не вспыхнуло, не заполыхало!
Но от того костра, что предвещает скорую Весну, и который загорится вот-вот за церковью Румшишкес от этого огня даже св. Флориан не спасает. Перед самым последним этим действом маскарад доходит до своего апогея. По улицам села, по дорогам между рассеянными за ним хуторами, и даже по заснеженным полям блуждают Медведь, Журавль, Всадник на коне, Сама Смерть (memento mori!), Козёл, Доктор и прочая сказочная и мифологическая «кодла»: цыгане, венгры, евреи, нищие, «зомби», жуткие «невесты» и нелепые, непонятно какой армии солдаты, черти, бабы-яги, жирный Лашининис с худым Канапинисом. Блуждают они, вроде, хаотически, но все непременно сойдутся на место торжественного сожжения Море.
...И вот толпа на холме за церковью кричит и скандирует, имитируя рев медведя. Дети и взрослые скатываются кубарем с заснеженного холма, на котором стоит Чучело. Потом появляется дым. Он постепенно разрастается, долго и мрачно развевается за Морем будто смертный саван... Потом полыхнуло пламя. Море приходит конец. Разгул людской языческой стихии заканчивается тоже. Наступает христианский предпасхальный Великий Пост.