Современная опера «Хорошего дня!» - произведение о ежедневном небытие

Современная литовская опера «Хорошего дня!» была представлена на ГОГОЛЬFEST в Киеве. Опера для десяти кассирш, звуков торгового центра и фортепиано — так назвали ее авторы Вайва Грайните (автор либретто), Лина Лапелите (композитор) и Ругиле Барзджюкайте (режиссер и сценограф).

Сюжет оперы описывает разные судьбы кассирш, личность которых обычно спрятана под искусственной маской и механическим обслуживанием: «Добрый день!», «Спасибо», «Хорошего дня!» — все это маска. Незаметные в потоке повседневности, похожие на роботов продавщицы в опере становятся яркими персонажами. Основной звук оперы — постоянный писк, который сопровождает отсканированный товар. Он то затихает, то становится громче, но никогда не стихает полностью. Песни кассирш под аккомпанемент этого звука своей монотонностью напоминают процесс закупки.

В 2013 году Международный театральный институт выдвинул оперу «Хорошего дня!» на участие в финале конкурса Music Theatre NOW (Биеннале сценического искусства, Енчепиг, Швеция), где этот спектакль был удостоен приза Globe Teana-Theatre Observation. А в 2014 году опера «Хорошего дня!» была награждена «Золотым сценическим крестом», как самая лучшая постановка в исполнении литовских артистов. Также опера получила две награды Балтийского театрального фестиваля (Рига, Латвия) и главный приз фестиваля Fast Forward в Брауншвейге (Германия).

Мы пообщались с композитором и музыкальным руководителем оперы Линой Лапелите и автором либретто Вайвой Грайните.

Интересно, как воспринимают вашу постановку настоящие кассирши? Были какие-то отзывы?

Вайва Грайните:

Да, мама моего друга, которая работает кассиром, посетила наше представление. Она была тронута и позабавлена. Никогда раньше она не рассматривала свою повседневную жизнь под таким углом. Она, как большинство людей, работающих в низкооплачиваемом секторе, привыкла жаловаться и чувствовать себя жертвой. А здесь опера «Хорошего дня!» предполагает более поэтичную и широкую картину капиталистической рутины.

Лина Лапелите:

Важно понимать, что в этой работе кассир — это метафора, символ капитализма и образ каждого из нас, кто покупает или продает. Я расскажу, как мы подбирали наших «кассирш» — певиц для этой работы. Это группа очень разных людей, некоторые из них работают учителями, некоторые — профессиональные певицы, администраторы, среди них есть бывшая поп-звезда и у нас есть реальная продавщица. Мы не актерская группа и мы искали возможных «кассирш» повсюду — в супермаркетах, среди музыкальных коллективов, которые играют на свадьбах, фольк-ансамблей и аматорских хоров. Мы не предлагали никакой зарплаты — они присоединились, потому что им было интересно. А теперь эта музыкально-театральная работа продается — наш маленький супермаркет стал приносить доход. Мы путешествуем с турами по многим странам и уже увидели много новых мест, наши костюмы отглажены и мы посещаем модные обеды, НО это же абсолютный парадокс. Мы счастливо живем в нашем маленьком независимом супермаркете — который не следует путать с другим огромным — в нашем супермаркете люди улыбаются и смеются. Это маленькое сообщество и путь вперед.

Почему, кстати, именно кассиры, а не, например, официанты?

Лина Лапелите:

Каждый может увидеть то, что хочет в этой работе — конечно, она показывает много разных вещей, но мы надеемся, что она позволяет увидеть общество в целом, не важно, кассирши, работники фабрик или водители автобусов.

Вайва Грайните:

Однажды в дождливый день я покупала масло и хлеб, и дама, по имени Одетта устало сканировала мои товары. «Хорошего дня!» — фраза, которую кассиры должны повторять покупателям — сказанная ею изможденным голосом, зацепила мое воображение.

Расскажите, как создавалась опера? Почему выбраны именно эти десять женских образов?

Лина Лапелите:

Эта современная опера является примером совместной работы — все решения принимались коллективно — всеми из нас: Вайва Грайните, Ругиле Бардзжюкайте и Лина Лапелите создавали образ супермаркета, универсальную картину покупок и продаж. Мы писали и записывали тексты, музыку и работали со сценографией коллективно. Многие фестивали не придерживались нашего пожелания называться соавторами этой работы. Для некоторых режиссер более важен, иногда композитор (это же опера!), иногда автор либретто и часто нас называют по названию нашего продюсера и наши не иерархические принципы и независимость абсолютно теряются и воспринимаются фундаментально не правильно. Эти 10 кассирш также выступают примером коллективного разума — голос одной становится голосом всех, но каждая из них исключительно важна.

Мне посчастливилось увидеть оперу до показа на ГОГОЛЬFEST и, знаете, я стала совершенно по-другому разговаривать с женщинами на кассе в супермаркете: с большим участием, что ли. Думаю, со стороны это порой выглядит странно. Вы не ловили себя на таком после работы над постановкой?

Лина Лапелите:

Я думаю, что одна из причин, почему эта постановка была создана — это эмпатия между людьми и не важно, кто и чем занимается. Мы хотели создать работу, которая была бы большой в своей форме, но позволяла резонировать с маленькими вещами. Как сказал Йонас Мекас (поэт и кинорежиссер) «это произведение о ежедневном небытие»...
И конечно в процессе создания этой работы эмпатия выросла даже больше и не только по отношению к кассиршам, но также к матерям, охранникам, арт-критикам, молодым девушкам и эмигрантам.

Тэги: ГОГОЛЬFEST

Комментарии

Выбор редакции
Как питаться бюджетно и правильно: советы
Как питаться бюджетно и правильно: советы
Как питаться бюджетно и правильно: советы
Как питаться бюджетно и правильно: советы
fraza.com
Все новости
Главное
Популярное
Бойцы РДК назвали главную цель своих рейдов в Белгородскую область и дали интересное обещание
Бойцы РДК назвали главную цель своих рейдов в Белгородскую область и дали интересное обещание
Бойцы РДК назвали главную цель своих рейдов в Белгородскую область и дали интересное обещание
Бойцы РДК назвали главную цель своих рейдов в Белгородскую область и дали интересное обещание
Заленский приехал к военным в Донецкую область
Заленский приехал к военным в Донецкую область
В ГУР рассказали, как удалось сбить бомбардировщик Ту-22
В ГУР рассказали, как удалось сбить бомбардировщик Ту-22
В Стрые жестоко избили школьницу и сняли все на видео
В Стрые жестоко избили школьницу и сняли все на видео
Единорог Тельма (2024): трейлер и дата выхода нового мультика от Netflix
Единорог Тельма (2024): трейлер и дата выхода нового мультика от Netflix
Прощай, Земля (2024): трейлер и дата выхода нового сериала
Прощай, Земля (2024): трейлер и дата выхода нового сериала
Шоу восьми (2024): тизер и дата выхода нового триллера
Шоу восьми (2024): тизер и дата выхода нового триллера
В Крыму сообщили о взрывах на военном аэродроме
В Крыму сообщили о взрывах на военном аэродроме
Полёт на Луну (2024): трейлер и дата выхода новинки со Скарлетт Йоханссон
Полёт на Луну (2024): трейлер и дата выхода новинки со Скарлетт Йоханссон
Джокер: Безумие на двоих (2024): трейлер и дата выхода сиквела с Леди Гагой
Джокер: Безумие на двоих (2024): трейлер и дата выхода сиквела с Леди Гагой
fraza.com

Опрос

Чего вы ждете от 2024 года?