Алексей Коган: На Jazz in Kiev прилетят «просто инопланетяне», которые порвут всех своей музыкой

26 октября состоится неФестиваль Jazz in Kiev. От предыдущих пяти фестивалей он будет отличаться лишь своим размахом: вместо трех дней — один. Вместо пяти-шести коллективов — всего лишь два... Однако подобное сокращение программы совсем не скажется на атмосфере фестиваля, которая обещает быть столь же эффектной и драйвовой, как и в прошлые годы.

О приближающемся фесте и музыкантах, которые на нём выступят, о скачивании музыки из Интернета и будущем CD формата, о Мишеле Петруччиани и Харуки Мураками, ну и, наконец, о своём новом диске «Фразе» рассказал вдохновитель Jazz in Kiev Алексей Коган.

Что вы слушали перед нашей встречей?

Блюз Эрика Бида, а потом фрагменты последнего альбома Эрика Клэптона «Old sock». Ну, а перед этим слушал собственный диск «Джазовые истории с Алексеем Коганом». За свою достаточно долгую историю в джазе я повстречался со многими выдающимися людьми. Среди них были Херби Хэнкок, Бэнни Картер, Бобби Макферрин... Рассказы об этих встречах на диске я подкрепляю музыкальными вставками. Этот альбом уже сведён, готова обложка, записан звук и остался самый неприятный момент: согласовываю авторские права. Как оказалось, даже если ты готов заплатить деньги за авторские права — получить право на пользование ими совсем непросто. Меня это ужасно раздражает.

Музыканты из Kiev Big Band мне рассказывали, что права на аранжировки Марии Шнайдер можно купить просто у неё на сайте. Для этого нужно всего лишь перечислить необходимую сумму по безналичному расчету. Вся эта операция занимает всего несколько минут.

По какому принципу вы отбираете зарубежных музыкантов, которые выступают как в рамках фестиваля Jazz in Kiev, так и на отдельных концертах?

Принцип нам подсказал менеджер легендарного Авишая Коэна. Он сказал: «Если вы хотите быть успешными промоутерами — нужно привозить не тех артистов, которых вы слушали в юности, а тех, на кого будут покупать билеты». У Jazz in Kiev есть принцип — мы не создаём искусственных аншлагов. Это когда на концерт не продано много билетов и за пять минут до его начала впускают людей без билетов, имитируя аншлаг.

Я глубоко убеждён, что отдать шаровой билет — это плюнуть в лицо тому, кто его купил.

Кстати, могу открыть маленький секрет. Jazz in Kiev всегда покупает билеты на чужие концерты. Хотя нас часто приглашают бесплатно. Но я считаю, что когда ты голосуешь кошельком, то поддерживаешь музыканта, который выходит на сцену. А за удовольствие надо платить.

Почему вы приняли решение пригласить на этот раз Джоуи Кальдераццо и Джошуа Редмана?

Есть такая шутка: победа была рядом, но бахнуло снарядом. Ещё в мае ничего не предвещало подобного ухудшения ситуации у наших партнёров. И мы планировали пригласить шесть коллективов на три фестивальных дня. Когда же мы поняли, в какой ситуации оказались, то вообще думали в этом году не проводить фестиваль. Или же пригласить менее известные коллективы.

Но мы не могли себе позволить опустить планку. Да и прерывать пятилетнюю традицию проведения фестиваля Jazz in Kiev было бы плохо. Поэтому мы вышли из ситуации с улыбкой. И назвали это событие «Шестой неФестиваль Jazz in Kiev». Сделали только один день. У нас есть уверенность, что, по крайней мере, две трети зала билетов мы продадим.

Джошуа Рэдмен сейчас гастролирует по Европе...

Наши друзья пару дней назад были на его концерте в Амстердаме, и сказали, что «это просто инопланетяне». У них было ощущение, что эти четверо музыкантов спустились на сцену с летающей тарелки — разорвали своей музыкой всех зрителей просто на куски — после этого сказали: «До свидания!» и улетели куда-то на этой летающей тарелке...

Какие события пройдут в рамках неФестиваля, кроме концертов?

26 октября в 16:00 будет бесплатный мастер-класс Джоуи Кальдераццо. Этот музыкант — один из тех, кто щедро делится секретами своего мастерства, а также умеет доступно их объяснить. Среди музыкантов такое случается совсем не часто.

В рамках Jazz in Kiev также состоится детский мастер-класс. Как давно вы начали проводить подобные мероприятия?

Уже в седьмой раз. Моя покойная мама всю жизнь работала в детском саду. Половина методистов считали её шарлатанкой, а другая половина — гениальным учителем. Моя мама продвигала идею знаменитого педагога Апалькова. А он считал, что детей без музыкального слуха просто нет, и в течение года его можно развить буквально у каждого. Мама специально набирала себе так называемых «глухонемых» детей и через год они легко сольфеджировали...

Выросли ли из детей, которые участвовали в этих детских мастер-классах в течение последних семи лет, профессиональные музыканты?

Недавно в Киеве выступало трио Игоря Сидаш при участии вокалистки Александры Сидаш. Собственно, она и была у меня на трёх детских фестивалях. В четырёх детских фестивалях принимала участие Юлия Санина, которая сегодня является солисткой The HARDKISS. В этом году на мастер-классе мы будем делать шумовые оркестры, будем развивать ритмику и просто дуреть...

Недавно мы ездили в детдом в селе Бабанка. Он предназначен для детей с проблемами умственного развития, а также для детей из трудных семей. И, несмотря на то, что все дети там ухожены и находятся они в очень хороших условиях — вернулся я оттуда с тяжёлым сердцем. Увы, у нас такие дети спрятаны. А, например, в Германии такие дети живут полноценной жизнью, как и все остальные. Их приводят на концерты, и везде они — желанные гости. Таким детям помогут выйти из трамвая и зайти в автобус. И они будут на праздниках с шариком в руке. Так что, когда мы приехали в Бабанку, то дети не хотели нас отпускать. А ведь есть интернаты, в которых намного более плохие условия жизни.

Насколько активно продаются диски с современным украинским джазом?

Очень неактивно. В основном их покупают только на джазовом концерте или на фестивале. Пару недель назад был концерт Ильи Ересько, который представил свой новый органный проект. На концерте он продал 35 дисков. Причём на то, чтобы выпустить эти диски, он собрал деньги в Интернете. Его краудфандинг был успешным.

Тем не менее, сегодня уже, наверное, не является проблемой составить программу концерта или передачи исключительно из украинского джаза?

Если бы мне в 1992 году предложили сделать двухчасовую передачу на радио, которая бы была посвящена исключительно украинскому джазу — мне бы пришлось очень сильно потрудиться. Сегодня же я могу работать исключительно на отечественном материале семь суток подряд.
Если взять десять последних украинских джазовых дисков, то из них девять будут с авторской музыкой. И только один — со стандартами или же с обработкой народных песен. В Украине уже появились смешанные составы, когда украинцы играют с поляками, американцами...

У вас колоссальная коллекция музыкальных дисков. А вы скачиваете музыку в Интернете?

Я противник скачивания. Мне нужно подержать диск в руках. Хотя сегодня удобно искать музыку в Интернете. Как формату, компакт диску ещё лет десять ничего не грозит. Как-то раз я общался с представителями японской компании King Records. Они мне сказали, что японцы, которые и придумали скачивание, сами не скачивают музыку. А откладывают деньги, чтобы покупать диски.

В чём разница между тем, когда слушаешь концерт из зала, и когда слушаешь выступление музыкантов из-за кулис, в качестве устроителя концерта?

Я мечтаю о том, чтобы кто-то вёл концерты вместо меня. И чтобы я в таком случае сам мог сесть в зале и спокойно послушать выступление... Во время непосредственного общения с музыкантом замечаешь очень важные вещи. Об этом-то я и рассказываю в своём новом диске.

Этот диск будет в стиле «Джазовых портретов» Харуки Мураками?

Нет. Хотя идею подал он. Есть немало людей, которые критикуют эту книгу. Но нельзя забывать, что Мураками написал её в возрасте всего 28 лет. Когда я делал проект по этой книге и искал музыку, о которой он рассказывает, то из 55 композиций, упоминающихся в этих эссе, у себя в коллекции я нашёл 48. Ещё несколько композиций мне помог найти коллекционер Валентин Ильин. Ну а в итоге три фонограммы для меня так и остались недосягаемыми, ведь они были только на виниле. А я винил не коллекционирую.

В моём новом диске будут как подобные эссе, так и просто шутки. Например, как-то раз на выступлении Мишеля Петруччиани я стал свидетелем интересной сцены. Его вынес на сцену Мишель Порталь, с которым они играли дуэтом. Петруччиани потянулся к микрофону и сказал: «Дамы и господа, добрый вечер! Сегодня в этом концерте для вас будут играть два Мишеля. Мой друг Мишель Порталь и я — Мишель Портабль (фр. — портативный, переносной). Или, например, история о том, как Эл Джерро проходил перед концертом через зал и минуты на полторы остановился. Он слушал тишину и привыкал к залу, в котором вечером нужно было выступать. Вот именно такие вещи можно увидеть из-за кулис.

Какие последние веяния в джазе?

Я очень люблю слова Телониуса Монка. Я его процитирую, потому что для меня это непререкаемый авторитет: «Вы спросите меня, куда идёт джаз... Я не знаю, куда он идёт. Может, он идёт к чёрту. Куда идёт джаз, не знает никто». И я, Алексей Коган, — не исключение...

Тэги: джаз, Jazz in Kiev, Алексей Коган

Комментарии

Выбор редакции
Как питаться бюджетно и правильно: советы
Как питаться бюджетно и правильно: советы
Как питаться бюджетно и правильно: советы
Как питаться бюджетно и правильно: советы
fraza.com
Все новости
Главное
Популярное
За год человечество выбросило более миллиарда тонн еды, — ООН
За год человечество выбросило более миллиарда тонн еды, — ООН
За год человечество выбросило более миллиарда тонн еды, — ООН
За год человечество выбросило более миллиарда тонн еды, — ООН
В США собака спасла своего хозяина… от бомбы
В США собака спасла своего хозяина… от бомбы
На популярном грузинском курорте сошла лавина: видео с места ЧП
На популярном грузинском курорте сошла лавина: видео с места ЧП
Лукашенко дал команду готовиться к противостоянию с Балтией, — СМИ
Лукашенко дал команду готовиться к противостоянию с Балтией, — СМИ
В Австралии змея чуть не задушила телеведущего в прямом эфире
В Австралии змея чуть не задушила телеведущего в прямом эфире
Вариации Гримм (2024): трейлер и дата выхода нового сериала-аниме
Вариации Гримм (2024): трейлер и дата выхода нового сериала-аниме
Павел Кириленко: чиновник «оброс» во время войны имуществом на 70 млн грн, - СМИ
Павел Кириленко: чиновник «оброс» во время войны имуществом на 70 млн грн, - СМИ
Фьюри — Усику: Беги, кролик, беги
Фьюри — Усику: Беги, кролик, беги
В Киеве уже 10 пострадавших после утреннего ракетного удара. Разбор завалов продолжается
В Киеве уже 10 пострадавших после утреннего ракетного удара. Разбор завалов продолжается
Дом Дракона, 2 сезон (2024): трейлер и дата выхода продолжения культового сериала
Дом Дракона, 2 сезон (2024): трейлер и дата выхода продолжения культового сериала
fraza.com

Опрос

Чего вы ждете от 2024 года?