Симбиоз «бело-синей» политики, олигархической экономики, большого футбола и разнообразной «развлекаловки» не всё, чем сегодня живёт и дышит Донетчина. У «края угля и металла», как минимум, есть ещё свой мир культуры, который не сводится к негативным проявлениям пролетарского быта и криминальной романтике. Поэтому «Фраза» обратилась к директору Донецкого областного художественного музея Галине Владимировне Чумак, чтобы она подробней рассказала о становлении, проблемах и достижениях культуры «края терриконов».
Галина Владимировна, в недавнем интервью «Фразе» Евгений Ясенов, рассказывая о донецком менталитете, выделил две черты регионального характера: одну положительную трудолюбие, и одну проблемную распространенное в здешних краях бескультурье. Как специалист по художественной культуре, что вы можете сказать по поводу этой проблемной черты?
Я считаю, что у нас в Донбассе действительно на массовом уровне есть серьёзные проблемы с воспитанностью и образованностью. Но в то же время нужно понимать, что сейчас идёт процесс развития культуры нашего края. Ведь Донецку еще нет и ста лет, если брать за точку отсчета тридцатые годы (в 1932 году город стал центром Донецкой области, ред.). Людям, которые сюда приезжали, некогда было получать образование, и не было тех мест, где его можно было получить. Но потом начали возникать первые культурные учреждения заводские кружки, рабочие клубы, библиотеки...
Кстати, первые библиотеки у нас появились сто сорок пять лет назад в Александровском уезде Екатеринославской губернии в школах сел Времевка и Старомайорское. Сейчас это Великоновосёлковский район области. Старейший профессиональный театр в Украине создан был в Мариуполе. Старейшие культурные заведения есть и в Артёмовске (до 1924 года назывался Бахмут, ред.), ведь Артёмовск, как и Мариуполь, это самые старые города Донетчины.
Перед революцией в наш край пошла волна переселенцев, многие из которых были рецидивистами и каторжанами, и от этого мы никуда не денемся. Это деды и прадеды солидной части сегодняшнего донецкого населения. Какое они могли дать воспитание и образование своим детям? Соответственно, должно было пройти несколько десятилетий и поколений, чтобы наш город изменился. И он изменился, и продолжает меняться. Важную роль сыграло то, что в послевоенное время сюда перенесли Министерство угольной промышленности УССР. А в 1965 году был открыт Донецкий научный центр, в состав которого вошли научно-исследовательские институты Академии наук УССР, которые работали в различных технических направлениях. В шахтёрскую столицу хлынул поток инженерной мысли, и её в основном представляли выпускники ленинградских, московских и харьковских ВУЗов. Менялась картина и в сфере образования. В Донецке в то время уже было три института и один университет. А сколько сейчас у нас ВУЗов? Их развелось очень много, и, слава Богу, что они есть. Это дает возможность молодежи учиться. А кто не хочет это их выбор.
Культурная история и современность Донбасса зачастую затмевается образом «края угля и металла», а что всё-таки можно считать достижениями региональной культуры, в частности искусства?
Когда у меня спрашивают о культуре Донбасса, я начинаю читать стихи Владимира Сосюры. А ещё есть поэт и правозащитник Василий Стус, литературовед и диссидент Иван Дзюба и многие другие. Кстати, мало кто знает, что поэт Михаил Петренко, который написал стихи «Дивлюсь я на небо, та й думку гадаю...», «Взяв би я бандуру...», ставшие народными песнями, тоже из нашего края, он родился в Славянске. Многим просто трудно представить, что здесь могут знать, разговаривать и писать стихи на украинском языке.
Что касается современного культурного образа Донетчины, я везде и всегда рассказываю, что у нас в области есть пять театров, семь творческих училищ, большая сеть библиотек, филармония, музыкальная академия. В первую очередь, следует выделить Донецкий национальный академический театр оперы и балета. Сегодня он на довольно высоком уровне. Благодаря Вадиму Писареву наш театр оперы и балета получил мировую славу и стал известен в разных странах. С ним связаны наши новые культурные традиции фестиваль «Звёзды мирового балета» и фестиваль детских балетных спектаклей «Гран-Па». Такие мероприятия притягивают к нам мир, иностранцы знакомятся с нами, видят, что мы нормальные люди, что к нам можно приезжать и сотрудничать...
Много фестивалей проводит и Донецкая филармония, в том числе и международный фестиваль классической музыки «Прокофьевская весна». А наш теперь уже Национальный академический музыкально-драматический театр занимает ведущее место в Украине по количеству зрителей.
За годы независимости в Донецкой области появилось много разноплановых музеев. Отдельно нужно отметить музей Сергея Прокофьева в селе Красное (Красноармейский район области, ред.), где он родился. На мой взгляд, это самая выдающаяся личность, которую родила наша земля. Вот этого человека точно знает весь мир. Сегодня за рубежом его произведения исполняют чаще, чем Бетховена и Моцарта...
Я могу привести еще целый список примеров культурных достижений Донбасса, но если говорить в целом, замечу, что в масштабе Украины мы, конечно, не внизу, но и не на самом верху. Мы в середине. Но это не значит, что это хорошо, с учетом численности населения и социально-экономического размаха нашего региона. Эти факторы дают нам возможность стремиться вперед и вверх.
Насколько успешно у сегодняшней донецкой интеллигенции получается «поворачивать» местное население в сторону культуры и влиять на общественные процессы в регионе?
Я думаю, что в этом вопросе по всей Украине интеллигенция не дорабатывает. Там, где власть допускает её к принятию определенных культурных решений, там есть определенные сдвиги. Например, во Львове. Относительно нашей донецкой интеллигенции нужно подчеркнуть, что в её деятельности ещё не выработаны традиции активного общественного участия. Донецкая интеллигенция начала формироваться сравнительно недавно в
Нужно также учитывать, что в независимой Украине, особенно в Донбассе, творческий мир столкнулся с проблемой устаревшей идеологической базы. Творчество нельзя останавливать, потому что оно связано только с божественным проведением, а не с какой-либо идеологией. У нас же творчество было зажато в идеологические тиски. «Шаг влево, шаг вправо расстрел». В советское время многих творческих людей это повергало в уныние. Одни пьянствовали, другие деградировали, рисуя только идеологические портреты, индустриальные пейзажи, третьи эмигрировали и т. д. Поэтому с независимостью у творческих людей развязались руки, мысль пошла в свободный полёт. Но многие оказались к этому не готовыми, поскольку были сформированы в условиях другой идеологии. Вот нынешняя молодежь совершенно свободная, но у неё сегодня проблемы с идеалами. Впрочем, отчаиваться не стоит. Молодые люди, которые хотят учиться, идут далеко.
Ситуация усугубляется еще и тем, что на постсоветском пространстве, как будто калёным железом высечено, что культура это «остаточный принцип». А ведь нужно понимать, что «базис» это как раз культура, а не экономика. Однако до тех пор, пока наше общество в целом и руководство страны, в частности, не поймут, что главным фактором, определяющим уровень экономического развития страны, является культурная политика государства, мы будем плавно переходить из неудовлетворительного состояния в худшее...
Власть в этом не заинтересована?..
Мы, конечно же, можем написать коллективное музейное обращение к власти о наших проблемах, но я сразу могу сказать, какая будет реакция. Еще восемь лет назад на первом всеукраинском музейном фестивале в Днепропетровске директора музеев написали такое обращение к власти от всего музейного сообщества Украины. Мы обратились к председателю Верховной Рады, премьер-министру, президенту и министру культуры. Указали все свои проблемы. Никакой реакции не последовало, а проблемы с каждым годом только прибавляются...
Наверное, эти проблемы объединяют все регионы Украины. Как сегодня складываются отношения между Востоком и Западом страны именно в сфере культуры?
Я довольно много езжу по Украине, и меня ещё никто не принимал плохо ни на Востоке, ни на Западе. Мы все друг друга хорошо понимаем. Сталкивать нас пытаются политики. Однажды во Львове мне сказали, мол, «вы все в Донбассе бандиты». Это было в 2005 году. Я им ответила: «Да, и я первая из них». А потом начала читать стихи Сосюры, петь украинские песни, и мы навсегда закрыли эту тему.
К сожалению, нас сейчас недостаточно финансируют, чтобы мы чаще могли позволять себе передвижные выставки. Тем не менее, у нас была выставка украинского сакрального искусства из Львова. Из Винницкого художественного музея у нас была коллекция портретной миниатюры королевских персон, принадлежащих к династиям Валуа и Бурбонов. В 2010 году мы экспонировали знаменитую скифскую пектораль золотое нагрудное украшение скифского царя из Киевского музея исторических драгоценностей. Два года назад нам удалось собрать произведения нашего земляка Петра Кончаловского из десяти музеев Украины.
А в прошлом году у нас прошла роскошная выставка из музея книги Острожского историко-культурного заповедника, было представлено шестьдесят библий из десяти стран Западной Европы, начиная с XVI века. То есть при недостаточном финансировании мы всё-таки выкручиваемся и работаем довольно неплохо. На месте мы не стоим.