Елена Крушинская: Каждый год Украина теряет 3-4 уникальных деревянных храма. За их варварские реконструкции и даже уничтожение никто не понес ответственности

Деревянные церкви Украины составляют, без сомнения, наиболее ценный пласт во всём архитектурном наследии нашей страны. Несмотря на это, львиная доля этих шедевров деревянного зодчества находится в плачевном состоянии. Робкое оправдание в сложившейся ситуации — восемь западноукраинских церквей, которые были приведены в порядок в связи с тем, что в этом году они могут быть внесены в реестр культурного наследия ЮНЕСКО.

Остаётся лишь надеяться, что благодаря этим храмам мировая общественность и наша власть обратят внимание и на другие украинские церкви. Ведь с каждым годом их число неумолимо сокращается...

Елена Крушинская — одна из тех немногих энтузиастов, которые своими силами пытаются сохранить старинные деревянные храмы Украины. Уже много лет она буквально по крупицам собирает информацию о каждом деревянном храме нашей страны, таким образом, как бы реабилитируя их после многолетнего непростительного забвения, начавшегося в эпоху СССР и, увы, продолжающегося и по сей день.

В эксклюзивном интервью «Фразе» Елена рассказала о состоянии деревянных храмов Украины и о том, сколько из них ежегодно попросту пропадают, о том, как к этим церквям относятся наши власти с одной стороны и самые обычные жители — с другой, о том, сколько стоит реставрация церквей, и наконец, об абсолютно уникальных как для украинской, так и для общемировой культуры, храмовых росписях.

Росписи по дереву в церкви Святого Духа в селе Потелыч (Львовская обл.)

Сколько в Украине деревянных церквей?

Около 2,5 тысяч — столько нет ни в одной другой стране. За нами с большим отрывом идёт Польша, в которой 1,5 тыс. деревянных храмов, и Румыния, в которой их около 1,2 тыс.

Если рассматривать украинскую архитектуру в общеевропейском контексте, то нашей аутентикой, которой нет нигде более, можно считать, главным образом, «казацкое барокко», храмы времен Киевской Руси и деревянные церкви. Но если домонгольских памятников у нас всего 17, включая те, от которых осталась буквально одна абсида, то деревянных храмов в нашей стране сохранилось целое множество, причем неимоверно разнообразных. Они должны, наконец-то, стать нашей национальной гордостью.

Восемь деревянных храмов Украины в этом году могут оказаться в реестре культурного наследия ЮНЕСКО. Что изменится после того, как они попадут в этот список?

Процедура вступления этих церквей в список ЮНЕСКО тянется уже несколько лет. Они значатся как «деревянные церкви Карпат» и идут «пакетом» с польскими храмами.

Это, прежде всего, возможность заявить о том, что наши памятники архитектуры соответствуют международным стандартам. В связи с подготовкой к вступлению в список ЮНЕСКО в некоторых из этих церквей прошли реставрационные работы. Сама же эта организация не будет ни о чём заботиться, и ничем помогать. Это просто стимул государству, которое не хочет позориться, привести свои памятники архитектуры в надлежащее состояние.

Но в Украине ведь несравнимо больше церквей, которые заслуживают места в этом реестре...

Конечно, в связи с тем, что у нас больше всего в мире деревянных церквей, то и вакантных мест в реестре ЮНЕСКО Украине могли бы уделить значительно больше. Но этот реестр существует уже очень давно, так что он порядком переполнился. Поэтому с каждым годом выдвигаются всё более и более жёсткие критерии включения в него.

Сколько церквей мы ежегодно теряем?

В среднем около 3-4 храмов. Один из последних нашумевших примеров — церковь в поселке Сосныця (Черниговская обл.). Несмотря на то, что здесь родился и вырос Александр Довженко, который в своё время точно видел эту церковь, у неё не было статуса ни памятника истории, ни памятника архитектуры. Поэтому когда она прогнила и перекосилась, местные жители решили её разобрать, и никто им в этом не мог воспрепятствовать.


Свято-Покровская церковь в селе Сосныця (разобрана)

Нередко старинные церкви просто сгорают. Оборудуются ли наши храмы системами пожарной сигнализации?

Про это надо буквально кричать на каждом перекрестке. Если на реставрацию местные жители могут собрать средства лишь в исключительных случаях, то стоимость пожарной и противовзломной сигнализации подъёмна даже для небольшого села. Для этого необходимо всего около 10 тыс. грн. Несмотря на это, такими системами безопасности оснащено крайне мало храмов. Совсем недавно бойковскую церковь в селе Маткив (Львовская обл.), одного из кандидатов в реестр ЮНЕСКО, спасла от гибели в огне именно сигнализация и система автоматического пожаротушения.


Церковь Собора Пресвятой Богородицы в селе Маткив

Ещё один очень эффективный способ сохранения церквей, финансово доступный для церковных общин, — нанесение специальных огнеустойчивых пропиток. Все необходимые консультации дадут специалисты Государственного научно-технологического центра консервации и реставрации памятников «Конрест».

Сегодня в Украине кто-то строит деревянные церкви?

99% деревянных церквей, которые строятся сегодня в Украине, создаются по тем же технологиям, что и сауны или дачные «избушки». Ничего общего с традиционной деревянной архитектурой в них нет. Из всех них есть до десяти храмов, которые интересны как примеры современной архитектуры. Например, храм Святого пророка Ильи в пгт. Большой Бычков (Закарпатская обл.). Это хоть и новая архитектура, но в ней соблюдены и традиции.

В старину дерево для церкви сушили до 50 лет. Эти технологии сегодня соблюдаются?

Достать такое дерево сегодня просто невозможно. Благодаря тому, что в старину могли выбрать в лесу нужные деревья, а потом долго сушить дерево, эти храмы и выстояли по 400-500 лет. Самые древние из них, основанные еще в 14-15 веках, находятся на Закарпатье, в селах Колодное и Середнее Водяное.


Церковь Святого Николая в селе Колодное

А есть ли в Украине мастера, которые производят качественный гонт* и могут его установить?

Мне известны всего несколько артелей в Карпатах и ещё 1-2 фирмы.

Какова роль государства в судьбе деревянных храмов?

По законодательству роль государства — прекрасна. Но на деле эти законы или игнорируются, или же их просто невозможно исполнить.
Я часто вижу, как местные жители самостоятельно «улучшают» церковь, обшивая её стены снаружи пластиком, а внутри — фанерой, а также покрывая крышу жестью. Это преступление, не только формально, по закону, но и по совести. Если даже опустить вопрос утраченной эстетической ценности, покрытие деревянных конструкций, гонтовых крыш воздухонепроницаемыми материалами (жесть, пластик и др.) приводит к парниковому эффекту — дерево под такой оболочкой очень быстро выгнивает.

При этом я ещё ни разу не встречала, чтобы кто-то понес наказание или заплатил штраф за варварские реконструкции исторических храмов и даже за их уничтожение. Только после пожара, повредившего старинную церковь в городе Яворове на Львовщине, в ближайшие дни после которого прихожане моментально разобрали все сооружение и залили фундамент под новый храм, дело дошло до прокуратуры. И то я понятия не имею, чем все это закончилось. Скорее всего, ничем...

Власти хоть как-то поддерживают состояние этих храмов? Ведь случается, что из госбюджета отчисляются какие-то суммы на реконструкцию деревянных церквей?

Государство обязано поддерживать памятники архитектуры в надлежащем состоянии. Но это выражается лишь на бумаге... Единицы из памятников архитектуры получают государственное финансирование, а это — от миллиона гривен на каждую церковь, — но качество реставрационных работ далеко не всегда можно оценить позитивно. Мягко говоря. Всем известно, что строительство (а тем более — реставрация) в Украине — это выгодный бизнес.

Есть ли какая-то комиссия или эксперты, которые контролируют деятельность церковных общин, не позволяют местным жителям облепливать старинные церкви современными материалами?

На бумаге — есть, на деле — нет. Важный момент — есть две противоположные причины, по которым на церквях появляется та же жесть. Одна — это наличие у церковной общины денег при отсутствии понимания архитектурной ценности церкви. Т. е. ее от чистого сердца «улучшают», чтобы было «красиво». В соседнем селе начинают завидовать, и тоже бегут покупать позолоченную жесть и синюю металлочерепицу. Это нужно предотвращать неустанной пропагандой в СМИ, в школах, в вузах, вести переговоры с духовенством. Те общины, которые упорствуют и делают по-своему — наказывать, заставляя ликвидировать все переделки. Этим никто не занимается, а энтузиастам и волонтерам это не под силу — у них нет рычагов влияния.

Вторая причина — это, наоборот, когда прихожане любят свой старинный храм и хотели бы его поддерживать в первозданном виде, но у них нет ни возможности достать гонт, ни пригласить специалистов, ни оплатить реставрационные работы. Когда они обращаются к местным властям с просьбой помочь памятнику архитектуры (в соответствии с законом), им говорят, что и рады бы, да нет денег. А крыша течет. Вот ее и обшивают жестью — от безысходности. Под жестью дерево продолжает гнить — замкнутый круг.


Церковь Святого Юра в Дрогобыче (Львовская обл.)

А если местные жители самостоятельно находят деньги на реставрацию?

Если местные жители хотят отреставрировать церковь, имеющую статус памятника архитектуры, им для этого необходим проект реставрации. Однако у государства на сегодняшний день нет никакого желания идти навстречу таким активистам. Поэтому от них требуют оплатить проект реставрации «по полной программе», а это около 100-150 тыс. грн. Только после этого можно оценить сами реставрационные работы (опять же «по полной программе»), стоимость которых редко опускается ниже 1 млн грн.

Для местных жителей это абсолютно неподъемные суммы. При этом власти не проявляют никакой гибкости, чтобы хоть как-то сократить расходы или же добавить недостающие деньги. Власть не предоставляет и специалиста-реставратора, который мог бы использовать ту сумму, которая есть в наличии, хотя бы на противоаварийные работы — чтобы церковь продержалась до лучших времен. Но нет, никому это не интересно, не выгодно и не нужно. Поэтому инициативные группы либо заходят в тупик, либо что-то делают своими силами, махнув рукой на формальности.
В любой европейской стране, когда волонтеры готовы снять с государства расходы на реставрацию церкви, власти не только идут им навстречу, но и кланяются до земли. Но только не у нас.

Но есть же хоть какие-то исключения в этой тенденции?

Их очень мало. В 2006-2007 годах в Комарном (Львовская обл.) люди собирали деньги на реставрацию церкви буквально всем городом. Они пригласили мастеров, которых по очереди кормили обедами и принимали в своих домах. Кроме того местные помогали на черновых работах. Это была настоящая толока. Мастера положили настоящий гонт и великолепно отреставрировали как церковь, так и колокольню ХVIII века. Похожая ситуация и в сёлах Клицько и Черепын (Львовская обл.), где общественность за свой счёт вернула местным церквям первоначальный вид. На Закарпатье многим церквям помогли волонтеры, меценаты благодаря инициативе исследователя деревянных храмов, художника, преподавателя Михаила Сирохмана.


Церковь Стретенья Господнего в селе Черепын до и после реставрации

В Украине сохранились храмы, в которых есть уникальные старинные росписи по дереву. Они отличаются от обычных фресок и крайне редко встречаются в мировой культуре. Сколько у нас осталось таких церквей?

Во Львовской области остались росписи ХVII-XVIII веков в двух церквях Дрогобыча, в Потелыче, в Жовкве, а также в церкви на окраине Львова (в районе Сыхов). Также есть росписи в католических костёлах в сёлах Раденычи и Тадани. На Закарпатье такие росписи можно встретить в сёлах Александровка, Новоселица и Крайниково. В Колодном, увы, они были «смыты» со стен из-за того, что текла крыша. Не так давно росписи нашли и в церкви села Середнее Водяное — священник обнаружил их, сняв со стен фанерную обшивку.


Роспись в церкви Сошествия Святого Духа (село Потелыч, Жовковский р-н, Львовская обл.)

Некоторые из этих старинных церквей перепрофилированы под музеи. В качестве музея, а не храма у этих строений больше шансов выжить?

Церкви с настенными росписями, конечно, лучше музеефицировать и поддерживать там необходимый режим температуры и влажности. Это не исключает возможность время от времени проводить там богослужения. Но таких церквей единицы, а в целом всегда лучше, когда церковь остаётся сакральным объектом — в этом случае отношение к ней местных жителей намного более бережное.

Фотографии предоставлены сайтом www.derev.org.ua

*Гонт (дранка, шиндель) — кровельный материал из специальным образом изготовленных деревянных плашек.

Тэги: храм, дерево, архитектура

Комментарии

Выбор редакции
Как питаться бюджетно и правильно: советы
Как питаться бюджетно и правильно: советы
Как питаться бюджетно и правильно: советы
Как питаться бюджетно и правильно: советы
fraza.com
Все новости
Главное
Популярное
На Киевщине произошел перелив воды через дамбу
На Киевщине произошел перелив воды через дамбу
На Киевщине произошел перелив воды через дамбу
На Киевщине произошел перелив воды через дамбу
Появилось видео, как в Малайзии столкнулись два военных вертолета
Появилось видео, как в Малайзии столкнулись два военных вертолета
Бойцы РДК назвали главную цель своих рейдов в Белгородскую область и дали интересное обещание
Бойцы РДК назвали главную цель своих рейдов в Белгородскую область и дали интересное обещание
Заленский приехал к военным в Донецкую область
Заленский приехал к военным в Донецкую область
В ГУР рассказали, как удалось сбить бомбардировщик Ту-22
В ГУР рассказали, как удалось сбить бомбардировщик Ту-22
В Стрые жестоко избили школьницу и сняли все на видео
В Стрые жестоко избили школьницу и сняли все на видео
Единорог Тельма (2024): трейлер и дата выхода нового мультика от Netflix
Единорог Тельма (2024): трейлер и дата выхода нового мультика от Netflix
Прощай, Земля (2024): трейлер и дата выхода нового сериала
Прощай, Земля (2024): трейлер и дата выхода нового сериала
Шоу восьми (2024): тизер и дата выхода нового триллера
Шоу восьми (2024): тизер и дата выхода нового триллера
В Крыму сообщили о взрывах на военном аэродроме
В Крыму сообщили о взрывах на военном аэродроме
fraza.com

Опрос

Чего вы ждете от 2024 года?