«Лобановский навсегда»: спасибо, что вспомнили

После документального фильма «Лобановский навсегда», премьера которого состоялась на днях, я задумался: а так ли плохо, что продукт такого жанра сегодня в нашей стране — редкость?

К сожалению, современный футбол давно скатился в маркетинг и Валерий Васильевич с его историей и харизмой давно мог бы стать не просто футбольной историей, а настоящим брендом.

На Западе, несомненно, о фигуре такого калибра давно бы сняли байопик или даже несколько, заработав и продолжив зарабатывать миллионы. Но украинцы — не такие. Кто-то скажет, что, к сожалению, а я отвечу — слава Богу. Слава Богу, что Валерий Лобановский не превратился сегодня в бренд, не стал частью маркетинга, что на нём не делают деньги, и он просто остаётся великим киевлянином, частью истории нашего города и всей страны.

Поэтому, такие фильмы, пускай даже не байопики, продолжают оставаться событием. Такое кино играет на самых чувствительных струнах каждого из нас. В первую очередь — ностальгии. Не только по былым победам клуба, но и по ушедшей молодости. Ведь даже с момента последнего пришествия Валерия Лобановского в Киев прошло уже двадцать лет. К этой круглой дате и был приурочен выход фильма.

«Лобановский навсегда» вызвал небывалый ажиотаж. В нашем стареньком районном муниципальном кинотеатре, где дневные сеансы нередко отменяют из-за неявки зрителей, на этот раз был аншлаг — я забрал в кассе последний билет.

Фильм, безусловно, получился неплохим: снят качественно, опять же — ностальгия, много интересных архивных съёмок, очень приятно, что вспомнили нашего легендарного спринтера Валерия Борзова.

И вообще, создатели фильма сумели донести два главных тезиса: в футбол играли для людей, а сам Валерий Лобановский был не просто великим тактиком, но именно новатором в развитии не только футбола, но и профессионального спорта вообще.

И хорошо, всё же, что режиссёр фильма ленинградец Антон Азаров, снявший перед этим абсолютно картонный сериал о Вячеславе Фетисове «Слава», сделал именно документальное кино — испортить архивные кадры крайне тяжело.

Однако, к сожалению, с фильмом «Лобановский навсегда» не всё так гладко, как хотелось бы.

Удивляет и по отдельным позициям даже возмущает список «спикеров», как назвали приглашённых экспертов создатели фильма.

Вашему вниманию список, а динамовские болельщики пускай сами делают выводы, кого сюда пригласили зря, а кого наоборот — не позвали. Или, может, кто-то сам не захотел поучаствовать?

Хорошо, что хотя бы вспомнили Олега Базилевича, и ограничили присутствие Леонида Кравчука несколькими минутами.

И ещё одно. Я, конечно, понимаю, что в нашей стране полным ходом идёт декоммунизация. Однако зачем спекулировать на политике в фильме о футболе и спорте — непонятно.

Когда об очередной политизации какого-нибудь фильма пишется в критическом разборе, тут же поднимается крик: «зачем примешивать к кино политику, ведь это только кино?!» Но ведь именно кинематографисты в последнее время пытаются впихнуть политику буквально везде.

Увы, «Лобановский навсегда» исключением не стал: на протяжении всего фильма его создатели напоминали зрителям, что Советский Союз был тоталитарным адом, где всё делалось из-под палки.

Подход к футболу и спорту один из «спикеров» назвал «потребительским». Даже Валерия Васильевича обвинили в том, что он выжимал футболистов максимум за пять лет, после чего — безжалостно избавлялся от них. Страшный бездушный совок...

Однако вся эта политическая пропаганда вновь была состряпана весьма неумело.

Сначала нам рассказывают о человеке-машине, выращенном советской системой подготовки — Валерии Борзове, после чего несколько раз уточняют — добиться таких небывалых результатов, когда наш спринтер берёт два олимпийских золота, можно было исключительно диктаторскими подходами.

Валерий Лобановский, как говорится в фильме, тоже был диктатором, и вообще прозвище у него было — Гитлер. Неожиданные и очень «уместные» аналогии, которые создатели фильма сочли нужным вставить в фильм.

Как и напоминание о дефиците с рассказом Олега Блохина о том, как сложно было в то время достать парфюмы. Я, конечно, понимаю, что советские футболисты страсть как завидовали своим западным коллегам с их контрактами, но ведь можно же иметь совесть и держать подобные вещи при себе?

Решать насущный вопрос дефицита — машин, шуб и упомянутых выше парфюмов, удавалось исключительно усилиями Владимира Щербицкого, который будто невзначай показан в фильме простым слегка чудаковатым мужиком. Сложилось впечатление, что киевское «Динамо» существовало исключительно по воле его покровительства.

Да и вообще, побеждали мы, как всегда, не благодаря, а вопреки.

Только вот создатели фильма почему-то никак не объясняют, ограничившись сухой констатацией и демонстрацией архивных плёнок, разруху украинского спорта за первые годы независимости и едва ли не гибель самого клуба. А также отъезд из Киева самого Валерия Васильевича.

А так, конечно, спасибо, что вспомнили.

Тэги: Валерий Лобановский

Комментарии

Выбор редакции
Как питаться бюджетно и правильно: советы
Как питаться бюджетно и правильно: советы
Как питаться бюджетно и правильно: советы
Как питаться бюджетно и правильно: советы
fraza.com
Все новости
Главное
Популярное
В Смоленской области вспыхнула нефтебаза
В Смоленской области вспыхнула нефтебаза
В Смоленской области вспыхнула нефтебаза
В Смоленской области вспыхнула нефтебаза
На Киевщине произошел перелив воды через дамбу
На Киевщине произошел перелив воды через дамбу
Появилось видео, как в Малайзии столкнулись два военных вертолета
Появилось видео, как в Малайзии столкнулись два военных вертолета
Бойцы РДК назвали главную цель своих рейдов в Белгородскую область и дали интересное обещание
Бойцы РДК назвали главную цель своих рейдов в Белгородскую область и дали интересное обещание
Заленский приехал к военным в Донецкую область
Заленский приехал к военным в Донецкую область
В ГУР рассказали, как удалось сбить бомбардировщик Ту-22
В ГУР рассказали, как удалось сбить бомбардировщик Ту-22
В Стрые жестоко избили школьницу и сняли все на видео
В Стрые жестоко избили школьницу и сняли все на видео
Единорог Тельма (2024): трейлер и дата выхода нового мультика от Netflix
Единорог Тельма (2024): трейлер и дата выхода нового мультика от Netflix
Прощай, Земля (2024): трейлер и дата выхода нового сериала
Прощай, Земля (2024): трейлер и дата выхода нового сериала
Шоу восьми (2024): тизер и дата выхода нового триллера
Шоу восьми (2024): тизер и дата выхода нового триллера
fraza.com

Опрос

Чего вы ждете от 2024 года?