Откуда есть пошла украинская земля? Часть 1

Вопрос, вынесенный в заголовок статьи и являющийся парафразом на начальные строки «Повести временных лет» (далее — ПВЛ): «...ѿкуду єсть пошла Рускаӕ землѧ, стала єсть и хто в неи почалъ пѣрвѣє кнѧжит̑ », отнюдь не праздный. Как явственно показали последние события, граждане соседней (и доселе братской) страны имеют о государстве Украина и её истории самое смутное и поверхностное представление, что очень печально.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Вот весьма показательный пример. В 2012 г. в ИД «Регнум» вышел XII том исторического «Русского сборника». Том начинается со статьи кандидата исторических наук, доцента истфака МГУ Федора Александровича Гайда «Историческая справка о происхождении и употреблении слова „украинцы“».

Так как слово «украинцы» является производным от слова «Украина», то кажется вполне логичным, что в первом разделе своей «справки» автор попытался сообщить «Как и когда появилось слово „Украина“?».

На этом логичность «справки» куда-то исчезает.

Справедливо заметив в первом абзаце, что «„Оукраинами“ („украинами“, „украйнами“) с XII по XVII в. именовали различные пограничные земли Руси», автор последующие полторы страницы рассказывает о... московских «оукраинах»!

Тут надобно задать вопрос: позвольте, Федор Александрович, но заявленная вами же тема — Украина, а не «Окраины Московии XV-XVI вв.».
А может, автор был просто не точен в названии, а статья именно о «рязанской», «окской» и прочих московских «оукраинных» землях?

Ан нет, пропетляв по трем разделам, начиная с пятого г-н Гайда прочно возвращается к истории «Малороссии».

Но, несмотря на некоторые просветления по тексту, Александр Федорович делает весьма неожиданные, даже для его изложения, выводы:
«• Изначально (с XVI в.) „украинцами“ именовались пограничные служилые люди Московского государства, несшие службу по Оке против крымцев.
• Со II половины XVII в. под российским влиянием понятие „украинцы“ распространилось на слобожан и малороссийских казаков. С этого времени его постепенно стали употреблять и в самой Малороссии.
• К концу XVIII в. относятся первые попытки русских и польских литераторов употреблять слово „украинцы“ в отношении всего малороссийского населения.
• Использование слова „украинцы“ в этническом смысле (для обозначения отдельного славянского этноса) началось с середины XIX в. в кругах российской радикальной интеллигенции.
• „Украинцы“ как самоназвание укоренилось только в советское время.

Таким образом, возникнув не позднее XVI в. и постепенно распространяясь от Москвы до Закарпатья, слово „украинцы“ полностью поменяло свой смысл: изначально означая пограничных служилых людей Московского государства, оно, в конечном счете, приобрело значение отдельного славянского этноса».

ОТКУДА ТЫ, РУСЬ?

Но перед тем как взяться за критический разбор статьи г-на Гайды, нам необходимо отступить на шаг назад и, хотя бы кратко, проследить возникновение понятия «Русь» и его производных. (Заметим, что сам г-н Гайда безапелляционно заявляет: «Жители Руси (и польские, и московские подданные) по-прежнему именовали себя русскими, так же их именовали и иноплеменники»).

Собственно, ни историки, ни лингвисты не пришли в вопросе происхождения «Руси» к единому мнению. Существуют две главные теории:
1) Норманнская;
2) Автохтонная.

Обе имеют свои плюсы и минусы и опираются на широкую доказательную базу.

Норманисты (например, Алексей Александрович Шахматов (1864-1920) выводили слово «Русь» от финского Ruotsi — «гребцы» (так финны называли шведов; на эстонском шведы называются Rootsi). ПВЛ прямо называет русь «варягами»: «Тех варягов звали русь, как другие называются свеи [шведы], другие же урмане [норвежцы] и англяне [датчане], а иные готы [готландцы]». А уж отрывок из ПВЛ о посольстве великого князя Олега к грекам способен сразить любого «антинорманиста» наповал: «...Мы от рода рускаго — Карлы, Инегелд, Фарлоф, Веремуд, Рулав, Гуды, Руалд, Карн, Фрелав, Рюар, Актеву, Труан, Лидул, Фост, Стемид — посланные от Олега, великого князя рускаго, и от всех, кто под рукою его, — светлых и великих князей, и его великих бояр, к вам, Льву, Александру и Константину, великим в Боге самодержцам, царям греческим». Смущает лишь одно: летописец отделяет «русь» от шведов («свеев»), тогда как норманисты намертво связывают слово «Русь» именно с Ruotsi.

С другой стороны, антинорманисты во главе с академиком Борисом Александровичем Рыбаковым (1908-2001) дали настоящий бой «безродным космополитам». Сам Рыбаков, дотошно изучив ПВЛ и другие древние летописи Киевского периода, в своей работе «Происхождение Руси» убедительно доказал, что собственно Русью есть только «Среднее Приднепровье с Киевом, Черниговом, Переяславлем и Северской землей» (См. http://izbornyk.org.ua/).

Отталкиваясь от этого, он реконструировал следующую ситуацию: в ІV в. в Среднем Поднепровье выделилось живущее по реке Рось племя «Рос», или «Рус», более известное готским историкам как «росоманы». Это племя Рыбаков считает смешанным, сармато-славянским. Русы стали первыми в племенном союзе «полян», в результате чего и весь племенной союз сменил название на «Русь» — это произошло уже в VІ в. С прибытием наемных норманнских дружин «русы» начали новый этап своего становления. При этом пришлые варяги охотно принимали на себя местное самоназвание «Русь», что и привело к дальнейшей путанице.

В этой довольно складной версии явно приуменьшается роль норманнов вообще и лично конунга Олега, который, по версии ПВЛ, и стал первым великим киевским князем.

Вполне возможно, что обе теории следует не противопоставлять друг другу, а считать дополняющими: норманистам необходима роль {кровавого} норманна Олега в усилении Руського государства.

РУССКИЙ ИЛИ РУСИН?

Тут мы подходим к первому важному моменту: так кто же такие «русские»? Как утверждает г-н Гайда, «русскими» считали себя все жители бывшей Руси — «и польские, и московские подданные».

Однако изучение ПВЛ и других древних летописей показывает, что жители Киевской Руси НИКОГДА НЕ НАЗЫВАЛИ СЕБЯ субстантивированным прилагательным «русские». Если речь шла о целом народе, они говорили «Русь»; если об отдельном представителе этого народа — «русин» (см. договор Олега с греками) или «русич» (См. «Слово о полку Игореве»), что значило одно и то же: «Руси сын». А если уж и нужно было использовать производное прилагательное, то в летописях мы находим такие формы, как «руский», «роуский» или «руський» — но в любом случае без удвоенния «С».

Та же ПВЛ сообщает нам важную подробность: «Вот только кто говорит по-славянски на Руси: поляне, древляне, новгородцы, полочане, дреговичи, северяне, бужане, прозванные так потому, что сидели по Бугу, а затем ставшие называться волынянами. А вот другие народы, дающие дань Руси: чудь, меря, весь, мурома, черемисы, мордва, пермь, печера, ямь, литва, зимигола, корсь, нарова, ливы — эти говорят на своих языках». Итак, автор ПВЛ отмечает, что Великую Русь заселяют как славяноязычные, так и иноязычные племена; последние являются безусловными данниками Руси.
Считая в этом списке наличие «новгородцев» позднейшей вставкой, Б. Рыбаков не преминул съязвить: «В этом перечне сомнительными кажутся „новгородцы“, так как все народы даны по своим племенным (точнее — земельным) именам, обозначающим определенный союз племен. Если бы список писала одна рука, то следовало бы ожидать обозначения „словене“. Примененное же здесь слово образовано по городу, возникшему не ранее IX в., и обличает вставной характер „новгородцев“».

Чем же провинились «новгородцы»? Да тем, что словене в ту пору являли собой меньшинство в Новгороде (большинство составляли варяги и чудь), а потому и вся Новгородская земля числилась неславянской «лимитой». «Чьими данниками будете?» — спрашивала их насмешливо Русь. «Русскими», — вздыхала новгородская чудь.

Это деление на «чистых» и «нечистых», на «патрициев» и «плебеев», на «славян» и «не славян» тяготило новгородцев, и они часто восставали против диктата центра. Вот типичный случай: «В год 6522 (1014). Когда Ярослав был в Новгороде, давал он по условию в Киев две тысячи гривен от года до года, а тысячу раздавал в Новгороде {варяжской} дружине. И так давали все новгородские посадники, а Ярослав не давал этого в Киев отцу своему. И сказал Володимир: „Расчищайте пути и мостите мосты“, ибо хотел идти войною на Ярослава, на сына своего, но разболелся».

Надо сказать, что по-руськи этот текст более выразителен. «Ӕрославу сущу в Новѣгородѣ и оурокомъ дающю ҂в҃. гривенъ . ѿ года до года . Кыєву . а тысѧщю Новѣгородѣ гривенъ раздаваху. и тако даху вси посадницѣ Новьгородьстии. А Ӕрославъ поча сего не даӕти Кыєву ѡц҃ю своєму. И рче Володимиръ. теребите путь и мосты мостите . хотѧше бо ити на Ӕрослава. на сн҃а своєго . но разболѣсѧ».

Замечу, что в Киевской Руси не было единого государственного языка с общим сводом правил орфографии (типа «жи», «ши» пиши с буквой «и»), хотя и был единый язык богослужения — церковнославянский. Потому местные летописцы вели летопись на том наречии, на котором говорили. Мы ясно видим, что киевский летописец еще тысячу лет назад называл свой стольный град «Кыєвом», а князя — «Володимиром», что ближе к современному украинскому варианту «Київ», «Володимир»; а буквенные сочетания «ськ», «цьк» в ПВЛ и Ипатьевской летописи (в словах типа «Грѣцька» «Руськыхъ») писались с мягким знаком, что также ближе к фонетике и орфографии современного украинского языка.

Любопытно также, что в списке говорящих по-словенски племен, отсутствуют вятичи и радимичи — а ведь считается, что именно эти славянские племена участвовали в этногенезе современных россиян.

Но ПВЛ не считает вятичей и радимичей славянами! «Поляне же, жившие сами по себе, как мы уже говорили, были из славянского рода и только после назвались полянами, и древляне произошли от тех же славян и также не сразу назвались древляне; радимичи же и вятичи — от рода ляхов».
О вятичах мы знаем, что они платили дань хазарам, но в 966 г. Святослав победил их и возложил на них дань. В 981-982 гг. великий князь киевский Володимир Красно Солнышко снова воевал с вятичами и возложил на них дань, «как отец его». И даже правнук Володимира Красно Солнышко — Володимир Мономах сообщает, что в 1082-1084 гг. «в Вятичскую землю ходили подряд две зимы на Ходоту и на сына его».

О радимичах ПВЛ повествует практически то же самое: в 984 г. великий князь киевский Володимир их покорил, «и платят дань Руси, повоз везут и доныне».

Значит ли это, что, смешавшись с местным финно-угорским населением, эти племена перестали говорить по-словенски, и поэтому их не считали «Русью»? Возможно...

А возможно, вятичи и радимичи были не славянским, а прибалтийским племенем, перекочевавшим в Залесье. Не следует преувеличивать «ляшское» (т.е. западнославянское) происхождение вятичей и радимичей. Идиоматическое выражение «пропал меж Ляхи и Чехи» имело смысл «пропал, неизвестно где». И тогда замечание ПВЛ, что вятичи и радимичи пришли «от рода Ляхов», просто означает, что их родословная весьма туманна.)

Продолжение следует

Тэги: Украина, Русь

Комментарии

Выбор редакции
Скоро русскоязычные украинцы станут просто русскими?
Скоро русскоязычные украинцы станут просто русскими?
Скоро русскоязычные украинцы станут просто русскими?
Скоро русскоязычные украинцы станут просто русскими?
Дискриминационный закон о языке можно смело не выполнять
Дискриминационный закон о языке можно смело не выполнять
Про «язык животных» и одноклеточного депутата
Про «язык животных» и одноклеточного депутата
ТОП 8 сериалов про тайные общества
ТОП 8 сериалов про тайные общества
fraza.com
В Сингапуре запустили в небо очень необычный ресторан
В Сингапуре запустили в небо очень необычный ресторан
В Сингапуре запустили в небо очень необычный ресторан
В Сингапуре запустили в небо очень необычный ресторан
Появилось видео пугающего природного явления на юге Украины
Появилось видео пугающего природного явления на юге Украины
На Одесщине депутат устроил охоту на собак
На Одесщине депутат устроил охоту на собак
Товарищеский матч между баскетболистами из Одессы и Тернополя закончился совсем не по-товарищески
Товарищеский матч между баскетболистами из Одессы и Тернополя закончился совсем не по-товарищески
Азербайджанские СМИ опубликовали фото и видео последствий ожесточенных боев с Арменией
Азербайджанские СМИ опубликовали фото и видео последствий ожесточенных боев с Арменией
Не спешите платить. Водителям рассказали об уловке со штрафами за нарушения ПДД
Не спешите платить. Водителям рассказали об уловке со штрафами за нарушения ПДД
Зацеперу оторвало голову в Киевском метрополитене
Зацеперу оторвало голову в Киевском метрополитене
Находчивый IT-эксперт заставил кофеварку… майнить криптовалюту
Находчивый IT-эксперт заставил кофеварку… майнить криптовалюту
Под Киевом копы задержали настоящего маньяка
Под Киевом копы задержали настоящего маньяка
Отморозок устроил стрельбу в центре Львова
Отморозок устроил стрельбу в центре Львова
fraza.com

Опрос

За какую партию вы проголосуете на местных выборах?