Власть средств массовой информации в Украине. Что это? Иллюзия? Или СМИ это все же реальный инструмент элемент влияния политических элит на сознание потенциальных избирателей?
За период своей недолгой независимости, украинское медиа-пространство несколько раз видоизменялось.
Началось все еще во время перестроечных процессов, когда в крупных городах республики появлялись первые частные печатные издания.
Второй этап – появление частного телевидения, которое подчинялось уже независимой, но очень нестабильной власти.
Третий этап – укрепление влияния частных электронных медийных проектов на сознание индивида (1995-2000 гг.)
Четвертый этап – точка бифуркации медийной системы, рождение «темников». Аттрактором на четвертом этапе, как принято считать, выступала Администрация Президента, сам Президент Кучма и его «распорядитель» Виктор Медведчук. Сами того не подозревая, они рушили уже сложенную систему управления СМИ.
Пятый этап – «оранжевая революция»: разрушение стереотипов всех предыдущих этапов, пересмотр журналистами ценностей и переосмысление элементов журналисткой этики.
Сейчас Украина находится на
шестом этапе медиастроительства о котором пойдет речь ниже. Этот, шестой этап, максимально приблизил Украину к полному торжеству медиакратии: власть и влияние СМИ на происходящее в политике с учетом развития относительно нового направления СМИ – Интернет-медиа.
Перспектива предельно оперативного политического влияния через интернет-СМИ порождает проявление новых симулакров Бодрияра (о них - ниже), которые становятся отражением всего происходящего в обществе, часто переплетаются и таким образом создается новый коллаж, который снова уже по новому влияет на украинское общество.
Одним из элементов медиакратического влияния являются всевозможные проекты-партии, проекты-организации, проекты-личности – виртуальные и даже, иногда, не существующие, но доказывающие наличие реальной медиакратической структуры общества.
Четвертая власть
Считается, что средства массовой информации – это «четвертая власть».
«Обратим внимание на важный момент: когда мы говорим о «трех типах власти», мы подразумеваем, что каждая составляющая этого классического триумвирата является независимой от двух остальных. Конечно, между ними существует многоплановый баланс, система соотношений, регулирующая их взаимодействие, но выделение в три самостоятельных института есть юридическое утверждение их взаимонезависимости и своего рода «равноправия». По меньшей мере, в отвлеченной теории «идеальной демократии» имеется в виду именно полная равнозначность этих ветвей власти. Когда СМИ именуются «четвертой властью», это предполагает — уже в силу самого словоупотребления — их сущностную равнозначность с остальными ветвями. Иными словами, информация и способы ее распространения выделяются в категорию, сопоставимую с основными институтами современного государства и общества», - писал в 2001 году российский скандально известный исследователь и политический деятель Александр Дугин в своей статье «Русская вещь».
Существующая сегодня ситуация в Украине - так называемый шестой этап развития медийного рынка - открыл новые горизонты для строительства медиакратии. Если мы взяли за основу, что пятый и шестой этапы близки в своей хронологии, то можно смело утверждать, что одним из наиболее важных проявлений установления медиакратии в стране с 1999 по 2005 годах является интернет.
«Интернет можно рассматривать как медиа-среду, аналогичную телевидению, радио и прессе. В интернете существуют свои средства массовой информации, общие и отраслевые. Некоторые из них зарегистрированы как обычные СМИ, но это пока скорее исключение, чем правило. Под интернет-СМИ (e-media) понимается регулярно обновляемый информационный сайт, пользующийся определенной популярностью и авторитетом (имеющий свою постоянную аудиторию). Большинство интернет-СМИ обновляется ежеденевно или даже непрерывно в течение дня. Благодаря этой оперативности интернет-СМИ часто используются в качестве источников информации для обычных СМИ. Многие обычные ("оффлайновые") газеты и журналы имеют свои представительства в интернете. Они часто выкладывают там материалы своих выпусков, а иногда даже делают самостоятельное интернет-издание. Опросы показывают, что доверие интернет-аудитории к информации, полученной из интернета, выше, чем доверие к другим информационным носителям. Поэтому работа с интернет-СМИ является важной составляющей PR-компании», - заявляют разработчики популярного поискового портала «Яндекс».
Интернет как основа медиакратии
На пятом этапе, описание которого мы приводили выше, интернет стал ключевым связующим звеном между центром и районами областей Украины. По электронной почте распространялись «темники», которые доносили ту или иную официальную и «правильную» точку зрения. Уникальный механизм, разработанный в Украине, был не нов. В советские времена тоже были секретные директивы, в странах запада использовались «рекомендательные доклады специализированных правительственных ведомств» и т.д.
Популярность украинских «темников» заключалась в том, что это была новинка для независимых медиа страны: появилась новая схема информационной коммуникации центра и села, центра и центра, центра и области. Однако, подобная форма медиакратии – ущербна и губительна, так как изначально имеет закрытый и политически ограниченный характер.
Идеальная медиакратия носит открытый, спектрально широкий, независимый характер, когда каждый участник того или иного сообщества может высказать собственную мысль. Медиакратия – это процесс, который в идеале, инициируют журналисты, и который способен погубить (или наоборот) любого представителя власти или иной объект влияния.
Как это было, к примеру, со скандалом вокруг сына Президента Виктора Ющенко. Скандал стал первой ласточкой в процессе создания новой модели управляемой медиакратической системы. Интернет-издание «Украинская правда» уже выпустила четвертую (!!!) часть рассказов о стиле жизни сына Президента, это значит - информация востребована и приносит свои дивиденты владельцам ресурса и авторам материалов.
Актуальность симулакров Бодрияра
Что представляет из себя современное общество на которое влияют СМИ? Набор сообществ, групп интересов, маленьких и больших, тесно переплетающихся между собой. Массовая циркуляция и поток образов. Для обывателя, среднего украинца не важно – сколько человек состоит в партии, лидер которой вещает в данный момент с экрана. Де-факто он может быть вообще один в этой партии. Образ, который передается в данный момент субъекту, является ключевым. А объекту, который вещает, важен результат – влияние и передача своего образа другим. Это и есть циркуляция. Один коллаж накладывается на другой, получается гибрид, который может существовать уже самостоятельно. Симулакр (от лат. simulacrum - подобие, копия) - культурное или политическое образование, копирующее форму исходного образца. Копия может быть чего угодно и каких угодно смыслов.
Национальная партия труда
Несуществующая «Национальная партия труда» (НПТ) – это последний и наиболее удачный пример симулакра и уровня развития медиакратического украиснкого общества, если можно так выразиться. Для проведения этого проекта понадобился один компьютер, подсоединенный к Интернету, база электронных адресов интернет-СМИ, предназначенных для сбора пресс-релизов, и немного фантазии. НПТ не стоила ни копейки ее создателю.
Украинская журналистика испытывает сегодня куда более тяжелые времена, чем в эпоху «темников», поскольку ее основным предметом почему-то стал «паркет» - заседания правительства, брифинги силовых ведомств и междуусобные войны ведомственных пресс-служб заменили собой новости с улиц, истории и жизненные достижения простых украинцев. «Темники» регулировали преимущественно политические новости. Зато сегодня политика регулирует практически всё содержание медиа – если новости с улиц, то обязательно про машину сына президента, если про жизненные достижения или невзгоды – то о судьбе членов правительства.
«Есть две составляющие, позволившие НПТ действовать абсолютно безнаказанно – волшебная подпись «пресс-департамент Национальной Партии Труда» плюс то, что на моем языке называется «медиа-серфинг». А на общечеловеческом, я бы назвал это – «трындеть вдогонку», - говорит инициатор виртуального партийного проекта Дмитрий Белянский. По его мнению, необходимо «попасть в формат»: оформленное должным образом сообщение «пресс-службы», отправленное с «нормального» адреса e-mail по открытому списку адресов информационных изданий – обеспечивает половину успеха.
Далее: необходимо комментировать своими пресс-релизами наиболее резонансные информационные поводы дня, прекрасно понимая, что тебя возьмут в новости. «Пусть «в довесок», пусть «для кучности», но возьмут. И не будут проверять источник информации, раз она произносит дословно то, что журналисты хотят услышать. Поэтому меня, к примеру, не удивило появление «главы политсовета НПТ Виктора Каляева» на официальном сервере Партии Регионов, где он вовсю приветствовал и комментировал освобождение Бориса Колесникова», - говорит Белянский.
Всего за месяц существования «партия» разослала 31 сообщение, которые превратились в более чем 600 сообщений на новостных сайтах.
Белянский полагает, что в Украине следует запретить публичную политику. «Следует произвести отделение СМИ от политики – «политики – не поп-звезды, им нечего делать в телевизоре. Их место в специализированных информационных бюллетенях, их упоминание – табличка на дверях кабинета. Освободите СМИ для простых украинцев – именно они должны быть героями репортажей. Посмотрите американское телевидение – по нему показывают либо простых американцев, либо представителей американской культуры, пусть она и выражена Голливудом и MTV. Большинство граждан США даже не подозревает, как зовут того или иного министра их страны. А у нас они не сходят с полос газет и экранов телевизоров – наши политики заинтересованы в том, как бы почаще и получше «помелькать». И исполнение этого стремления отбирает у них то время, которое должно быть потрачено на обустройство страны. Данную практику необходимо прекратить», - говорится в одном из сообщений «партии», в котором Белянский высказал свое собственное мнение. По мнению Белянского, «как политика является публичной, так же и журналистика должна быть публичной».
«Когда вместо того, чтобы делать новости, журналисты начнут выяснять отношения друг с другом и показывать сюжеты о редакционных планерках? Может быть, это заставит нас наконец оставить политику – политикам и заняться своей частной жизнью, которая, в общем-то, и ближе, и интересней», - пишет автор проекта под названием «Национальная партия труда».
Несметное количество проектов и образов
В Украине зарегистрировано около 127 политических партий. Подавляющее большинство из них не добилось того информационного успеха, который был у НПТ. Причина проста – люди неумело подошли к медиапланированию и неправильно понимают, что такое медиакратия.
Следует также отметить, что каждая из большинства этих виртуально-бюрократических партий (виртуальные – потому что о них знает меньше 0,1 % населения Украины, а бюрократические – потому что партийцы успокоились после регистрации партии Минюстом) работает на тот или иной образ тщательно скопированный из реальной жизни. К основным образам в Украине относятся: украинский национализм, стремление жить в союзе с Россией, с недавнего времени – политические репрессии, свобода слова и печати, региональные и языковые проблемы. Это те темы, на которых партии-спекулянты поднимают собственные барыши. Кто с большим, а кто с меньшим успехом.
Итог
Связка СМИ (в том числе Интернет-медиа) – журналист - партии и организации – политические лидеры собственно и порождает медиакратию. Одна из угроз для строительства медиакратического государства - виртуальные проекты, которые в реальной жизни просто не существуют.
Вместе с тем, вопрос – а нужна ли нам медиакратия в принципе, как по мне, остается открытым…