Поколение «контры»: убей или умри легко

Вы можете не знать и не задумываться об этом, но рядом с вами, в соседних домах и квартирах уже выросло целое поколение, для которого выстрел в голову является высшей доблестью. Они ходят с вами по одной улице и ездят в тех же лифтах. Но пока вы обедаете, они беспощадно убивают себе подобных. Приблизительно по три десятка за трапезу... Мечта многих поколений мальчишек, гонявших по дворам с пластмассовыми, а то и самодельными пистолетами и автоматами, играя «в войнушку», обрела форму ранней осенью 2003 года, когда свет увидел финальный релиз компьютерной игры Counter-Strike (речь идет о версии 1.6, которую до сих пор не смог подвинуть ни Condition Zero, ни Source, ввиду чего с 2004 г. новых версий игры уже и не появляется). С тех пор и до сегодняшнего дня он до сих пор является объектом поклонения огромной массы народа, причем не в последней мере «школоты», что, с одной стороны, серьезно нивелирует его достоинства при игре на публичных серверах, но с другой – указывает на нестареющую сущность. Сущность же эта предельно проста – люди, условно поделенные на террористов и контр-террористов, истово убивают друг друга, набивая фраги и раунды часами напролет. При этом собственную кровожадность по отношению к ближнему всегда можно оправдать вечным противостоянием добра и зла. Собственно, отличительными чертами игры являются не только реалистичные «персонажи» (четырем видам реально существовавших террористов противостоят столько же разновидностей реально существующих антитеррористических подразделений), но также не менее реальные виды оружия (культовые Desert Eagle, УЗИ, «калаш», M16, снайперская винтовка AWP и многое, многое другое) и сам принцип игры в команде. Во всех других популярных сетевых играх, будь то Need for Speed, WarCraft, StarCraft, Quake или какой-нибудь Unreal, игрок выступал и выступает сам за себя. И никакие моды не смогли изменить такого положения вещей. Да и зачем, если для этого есть специальная игра? Все это вкупе с удивительно динамичным геймплеем (раунд здесь редко длится стандартные 3 минуты, при этом количество одновременно играющих человек может достигать четырех десятков) сделало КC, пожалуй, самой популярной on-line игрой в мире: тысячи карт, серверов на любой вкус, жизнь на которых не прекращается никогда, кланы, коммьюнити, международные турниры. И все это – в чуть более, чем 500 мегабайтах, зачастую даже не требующих специальной установки (достаточно только скачать архив и распаковать в любом удобном и доступном на «винте» месте). В нашей стране популярности «контры» версии 1.6 также немало поспособствовал тот факт, что она появилась в момент стремительного развития коммуникаций, массового появления «выделенок» и, конечно же, локальных сетей, в которых получать удовольствие от взаимного уничтожения можно было совершенно бесплатно, не задумываясь о столь драгоценных при помегабайтной тарификации единицах информации. В какой-то момент игра настолько пересеклась с реальностью, что в некоторых смысла стала ее отображением. Заложенные в CS 1.6 широкие возможности для маппинга породили сотни самопальных карт в виде собственного дома, района, школы, университета, станции метро, Майдана Независимости и т.д. По следам «оранжевой» революции на украинских серверах одно время было популярно «развешивать» по стенам плакаты с надписью «Так, Ющенко!». В большинстве своем такое «народное творчество» не представляло и не представляет никакого интереса для широких игровых масс. Оказалось, что создать не только похожую на что-то милое сердцу, но интересную и главное сбалансированную карту совсем не просто. Любой лишний завиток здесь может стать причиной непобедимости одной из команд, любой угол - неуязвимой точкой для кемпера. Не случайно среди великого множества локаций подавляющее большинство геймеров предпочитают созданные еще для самых первых бета-версий de_dust, de_aztec, cs_assault, cs_italy, cs_estate и т.д. Однако порой вторжение игры в реальность оказывалось даже серьезней, чем только в виде знакомых ландшафтов. Как-то зимой 2003-го Ваш покорный слуга, вдоволь нарубившись в только что появившуюся в сетке «контру», вышел на улицу. Уж и не вспомню зачем. Вдруг в правом ухе совершенно отчетливо прозвучало «Fire in the hole!». Реакция не замедлила себя ждать, и я в каком-то невообразимом прыжке оказался в близлежащих кустах. Наблюдавшие это прохожие, могли только гадать, каких амфетаминов обожрался странный юноша. А мне пришлось несколько снизить интенсивность сетевых боев. Не удивительно, что все это счастье быстро обросло фольклором в виде многочисленных «мемов» и анекдотов. Ходили слухи, что существует даже специальный гоп-мод «контры», в котором необходимо толпой загнать «терпилу» в укромное местечко, повалить на землю и «отжать» как можно больше фрагов ногами. С другой стороны, столь широкая популярность не могла не вызвать и негативных проявлений. Уже спустя полгода после появления редкий игрок в «ка-эс» не страдал от засилия читеров. Справедливости ради нужно отметить, что в то же время редкий игрок хотя бы раз в игровой жизни и сам не использовал читы. Кто-то прибегал к ним «ради интереса», кто-то – в качестве единственного способа противостоять другим читерам. Большинство же – как очень простой и быстрый способ самоутверждения. Трудно сказать однозначно, в чем кайф от заведомо нечестной игры. Спросите об этом у шулера. Тем более, что после появления серверов, на которых за каждый фраг можно получить вполне реальные деньги, этот вопрос вышел из разряда сугубо психологических. Мне неизвестно, предполагал ли вьетнамский студент из Канады Мин Ле, ушедший в 1999 г. из проекта по созданию мода Action Quake 2 для того, чтобы создать первую бета-версию Counter-Strike, что его детище за 10 «нулевых» лет обретет такой размах, но я точно знаю, что на нем уже выросло целое поколение людей. Сколь бы кровожадно это ни звучало. Enemy spotted. Проект НУЛЕВЫЕ предусматривает, что любой желающий может дополнить данный материал своими личными воспоминаниями и впечатлениями. Присылайте их на адрес ivanov@fraza.ua. *НУЛЕВЫЕ - новый уникальный проект «Фразы», «летопись, точнее даже – бытопись десятилетия», в составлении которой может принять участие каждый. Подробнее - читайте здесь.