Во вторник глава Национального банка Украины Владимир Стельмах удовлетворил просьбу об отставке своего заместителя, курировавшего валютно-денежную политику НБУ, Сергея Яременко. О том, что заставило его написать заявление об уходе, Cергей Яременко рассказал корреспонденту
Ъ.
– Кто был инициатором вашей отставки? Вы ушли по собственному желанию или ваш уход спровоцирован руководством Нацбанка?
– Заявление об уходе написал я. Это произошло в понедельник. Глава Нацбанка подписал его во вторник. Таким образом, он принял мою отставку и, получается, без промедления принял свое решение.
– Что заставило вас написать заявление об уходе?
– Мы не пришли к единому мнению о том, в каком направлении должна проводиться денежно-кредитная политика государства.
– "Мы" – это кто?
– Стельмах, Шаповалов, я.
– С чем вы не согласны в политике НБУ, которая проводится сейчас?
– Я вижу, что в направлении, которое сейчас выбрано Национальным банком, скрыты большие угрозы для экономики. Как внутренние, так и внешние. Дело в том, что переход к подавлению инфляции через денежные агрегации в национальной валюте – это довольно странный момент, не имеющий под собой экономических оснований. В данной ситуации он не является методом, который может привести к снижению инфляции. По крайней мере, без отрицательного воздействия на другие секторы украинской экономики. Я боюсь спада. Дальнейшего спада в экономике.
– Какой, по вашему мнению, должна быть валютно-денежная политика?
– Вряд ли это сейчас имеет значение.
– Но, тем не менее, какие ошибки сейчас, на ваш взгляд, могут быть допущены в валютном регулировании?
– В нашей экономике необходимо придерживаться четких принципов: ценовым "якорем" в монетарной политике является курс. Это может обеспечить динамику инфляции значительно более эффективно, чем метод, предлагаемый НБУ. Я считаю, что в условиях разбалансированной экономики необходимо оставить хоть какой-то реальный якорь для того, чтобы за него ухватиться. Мы же сейчас пытаемся его убрать. Это, на мой взгляд, неприемлемо и слишком рискованно.
– Руководство НБУ не согласно с этим?
– Нет. Мы, как выяснилось, придерживаемся разных методов. Убедить друг в друга в чьей-либо правоте нам не удалось. Более того, нам не удалось прийти к общему пониманию и оценке ситуации. И хотя мы говорили о базовых вещах в экономике, приходится учитывать, что есть приверженцы разных школ и подходов. Это долгая дискуссия, и мне бы не хотелось сейчас ее начинать. Хотя мы остались в нормальных отношениях со Стельмахом. Никто ни на кого не давил, решения были приняты в нормальной обстановке. Важно, что я и не протестую.
– Есть мнение, что ваш уход спровоцирует резкие изменения в политике НБУ и новую панику на валютном рынке.
– Это вопрос, скорее, к Нацбанку.
– Вы вернетесь в НБУ? Ведь вы уже один раз уходили из Нацбанка?
– В прошлый раз я ушел, потому что была предложена другая работа. Потом я вернулся на нормальную любимую работу. Но еще раз – вряд ли.
– Есть ли у вас предложения и чем вы намерены заниматься?
– Не хотелось бы об этом говорить.