В последнее время вопросы межнациональных противоречий становятся актуальными не только для Украины, но и для европейских стран. Усиление миграции, рост националистических настроений, все это снова делает «национальный вопрос» одним из центральных в современной политике.
О проблемах национальных меньшинств в Украине, о наших реалиях и европейских стандартах - президент Ассоциации национально-культурных объединений Украины, народный депутат Александр Фельдман, в специальном интервью для
«Фраза».
Не так давно, один из руководителей МВД заявлял о росте этнической преступности в Украине. Скажите, по Вашему мнению, это проблема этнополитики или правоохранительных органов?
Этнические, социальные, религиозные, политические и любые другие «корни», при желании, можно “вырастить” у любой проблемы, если только есть стремление манипулировать общественным мнением.
Сама постановка вопроса об этнической преступности является некорректной. Не случайно не существует и юридического понятия этническая преступность. Так ведь можно договориться до совсем экзотических теорий криминального поведения?!.
Действуют ли на территории Украины экстремистские этнорелигиозные организации?
Сегодня говорить об организованной системе оснований нет. Есть отдельные радикально настроенные лидеры и эмиссары, которые ведут пропагандистскую работу с разными этнорелигиозными группами.
Как показывает статистика СБУ за нынешний год, спецслужбы довольно успешно справляются с этой проблемой. Только сначала года, из Украины было выслано или отказано в пересечении национальной границы – более чем сотне таких радикалов.
Проблема здесь в другом. Если государство не будет уделять должного внимания этнонациональным и религиозным вопросам, радикалы будут подрывать у людей авторитет легитимных лидеров и организаций. Радикализм растет на почве разочарования и ошибок государственной политики.
Как Вы относитесь к идее двойного гражданства и на сколько оно могло бы расширить возможности и права национальных меньшинств Украины?
Эта идея имеет свои «за» и «против». С одной стороны, она открыла бы дополнительные возможности для диаспор и в Украине и за ее пределами, в том числе для украинцев, живущих за рубежом.
А с другой – такая идея опоздала лет на 10. Шенгенское пространство регулируется наднациональными нормами. Большинство стран усиливают таможенный и миграционный контроль в связи с террористическими угрозами. Поездки в страны СНГ фактически не составляют проблемы.
Главное в двойном гражданстве - не столько принять его у себя, сколько заключить договора о признании с другими странами. Сегодня такие задачи можно решать при помощи других процедур.
Известно, что Европа является стареющей нацией и что падение численности населения во многих европейских странах компенсируется за счет миграции с Востока. Что на Ваш взгляд, может оказаться более полезным для демографической ситуации в Украине: призывы «Кохаймося!...» или динамичная миграционная политика?
К сожалению, одной социальной рекламой проблему уже не решить.
Украина действительно могла бы решить часть проблем за счет мигрантов, прежде всего из СНГ. Ведь у нас достаточно высокий уровень жизни, благоприятные климатические условия, демократический политический режим, толерантное население и т.д.
Думаю, что мы могли бы реализовать успешную миграционную стратегию в ближнем зарубежье и в течении ближайших пяти лет привлечь минимум 3 миллиона «новых граждан», образованных, состоятельных и предприимчивых. Сейчас, когда есть своего рода мода на Украину во всем мире, многие европейцы с удовольствием поселились бы в Украине.
Для этого необходимо несколько либерализировать законодательство о гражданстве и проводить более гибкую этнонациональную политику.
Как Вы оцениваете нынешнюю миграционную политику в Украине и какими, по Вашему мнению, должны быть ее основные приоритеты?
Во-первых, необходимо поставить заслон на пути нелегальной миграции и законодательно закрепить порядок реадмиссии, высылки нелегальных мигрантов из Украины.
Во-вторых, необходимо сделать современным законодательство о гражданстве. Многие страны практикуют «инвестиционные льготы» при получении гражданства, стимулируют приезд ученых, спортсменов, творческих людей. Мы должны стать привлекательным местом для людей, которые хотят честно жить и работать в Украине.
В-третьих, необходимо создать условия для возвращения в страну всех кто уехал из нее за последние годы, а также тех людей, которые имеют украинские корни и сохранили украинскую идентичность. Кроме того, многие национальные меньшинства в Украине могли бы тоже выступить в роли «магнитов» для других людей желающих жить в Украине.
По Вашему мнению, русские – это коренной этнос или национальное меньшинство в Украине?
Русские – это один из нациеобразующих этносов Украины. Если государство начнет относиться к русским как к национальному меньшинству – будут очень серьезные проблемы.
Кроме межнациональных противоречий, в Украине актуальна еще и проблема поликонфессиональности. Скажите, состоится ли в обозримой перспективе объединение всех украинских христианских конфессий в единую Поместную православную церковь, о чем в свое время говорил Президент Украины В.Ющенко?
Пройдет не один год, но такое объединение скорее всего произойдет. Объединительные тенденции проявляются и в православной и в других религиозных конфессиях во многих странах мира.
Вопрос, который касается, среди прочего, и сферы межнациональных отношений… Считаете ли Вы обоснованной реорганизацию Государственных комитетов в структуре исполнительной власти и их введение в состав министерств, как это было в том числе и с Комитетом по делам национальных меньшинств и миграций?
Знаете, это из той оперы, когда намерения были благими, а последствия – в основном негативными. Трансформация центральных органов исполнительной власти проводилась поспешно и не всегда продуманно.
Реорганизацию госкомитетов надо было проводить в рамках общей концепции административной реформы. Вместо этого у нас ограничились сокращением числа госкомитетов и министерств. А вместо системного реформирования государственного аппарата было предложено провести административно-территориальную реформу. Убежден, что какие бы преобразования не проводились, необходимо сохранить центральный орган исполнительный власти, который будет отвечать за осуществление этнонациональной политики. Сейчас же судьба госкомитета по делам национальностей и миграции остается неопределенной, и это отрицательно сказывается на регулировании сферы межнациональных отношений.
Во Франции была острая дискуссия вокруг вопроса ношения национально-религиозной символики в учебных заведениях (кипа, хеджаб, крест). В результате, было принято скандальное решение – запретить их использование. Почему подобные вопросы широко не обсуждаются в Украине и каково Ваше отношение к этой проблеме?
Учебные заведения, кроме специализированных религиозных, по закону являются светскими. Именно из этого необходимо исходить прежде всего. Но и политику запретов и ограничений не стоит доводить до абсурда.
Что касается обсуждения подобных вопросов в Украине, то у нас все еще действует синдром «бедного государства», когда основная повестка формируется вокруг социально-экономических вопросов: борьба с бедностью, безработица, повышение зарплат и пенсий и т.п.
После того, как эти общественные проблемы будут решены, а соответствующие потребности населения удовлетворены – доминировать будут уже совершенно другие интересы. Люди начнут думать о сохранении окружающей среды, гармоничном развитии, духовном совершенствовании.
Насколько этнонациональная политика в Украине отвечает европейским стандартам?
Государство пока еще не осознало всей важности грамотной, взвешенной и системной этнонациональной политики. Сегодня нужны реальные шаги в законодательном и организационном обеспечении государственной политики в сфере межнациональных отношений. Нужно, наконец принять Концепцию государственной этнонациональной политики, создать четкую управленческую систему ее осуществления, расширить участие национально-культурных обществ в реализации этнонациональной политики.
Если проблемы межнациональных отношений не будут решаться, то они могут «выстрелить» в самый неожиданный момент и весьма болезненно. Так сложилось, и, кстати, не только в Украине, что обычно адекватное понимание этой ситуации приходит только после того, как противоречия переходят из скрытой в открытую форму.
Вы имеете в виду последние планы руководства Великобритании по выдворению из страны тех иностранцев, которые поддерживают связи с экстремистскими организациями…
В действиях британских властей нет ничего нового и неожиданного. Так поступают спецслужбы и миграционные органы всех развитых стран. Но вопрос в другом…
Этнонациональная политика сегодня должна стать одним из важнейших приоритетов государственной политики.
Сферу межнациональных отношений больше нельзя рассматривать по остаточному принципу в контексте общих гуманитарных вопросов. Перефразируя классика можно сказать: если государство не оказывает влияния на этнонациональные вопросы, то этнонациональные вопросы начинают влиять на государство…