Иран возобновил работы в Исфаганском ядерном центре вопреки предупреждениям Евросоюза.
Как передает корреспондент
РИА «Новости», по уточненным данным, работы возобновлены на том оборудовании, где ранее не были установлены пломбы МАГАТЭ. Вместе с тем, это оборудование не работало согласно объявленному ранее мораторию.
Возобновление работ производилось в присутствии специалистов МАГАТЭ, которые прибыли сегодня в Иран, и после установки специализированного инспекционного оборудования (камеры, калибраторы). Ожидается, что на введенном в строй оборудовании начнется изготовление "желтого порошка" - промежуточного материала - для его дальнейшей переработки в уран.
Планируется, что в ближайшее время эксперты Агентства снимут пломбы с оборудования, где непосредственно осуществляется производство урана.
Неделю назад Тегеран уведомил МАГАТЭ о намерении возобновить работы в Исфаганском ядерном центре, где осуществлялась переработка ураносодержащих руд в уран. Предлогом для такого решения стало нежелание Евросоюза представить пакет предложений по решению проблемы иранских ядерных программ в определенные ранее сроки (1 августа).
"Европейская тройка" (Великобритания, Франция, Германия) передала свой проект только в пятницу, 5 августа. Однако он был отвергнут Тегераном, поскольку в документе, по мнению иранской стороны, проигнорированы права Исламской Республики на осуществление работ по обогащению урана и созданию в стране полного ядерного цикла.
Европейцы рассматривают возобновление работ в Исфаганском ядерном центре как выход Ирана из моратория на обогащение урана, с чем не согласны иранцы.
По инициативе Евросоюза созывается внеочередная чрезвычайная сессия Совета управляющих МАГАТЭ, которая может состоятся уже 10 августа с.г. в Вене. Европейцы намерены, в частности, изучить целесообразность дальнейших переговоров с Ираном для решения проблемы ядерных программ.
По мнению местных экспертов, одним из вариантов дальнейшего развития событий вокруг иранских ядерных программ может стать прекращение диалога с "евротройкой", принятие ограничивающих санкций Советом управляющих МАГАТЭ, начало процедуры передачи "ядерного досье" Ирана на рассмотрение Совета Безопасности ООН.