Отчет «Нефтегаза», похоже, не подтверждает тезис директора ПАО «Укрнафта» и АО «Укртатнафта» Сергея Корецкого о сокращении расходов «Укрнафты».
Наоборот, насколько нам стало известно, себестоимость реализации выросла с 7,5 млрд. грн. в первом квартале 2022 года до 9,6 млрд. грн. в первом квартале 2023 года, а расходы на сбыт увеличились с 0,9 млрд. грн. до 1,3 млрд. грн. за соответствующие периоды. То есть выходит, что основным драйвером роста доходов стало не уменьшение расходов, а увеличение дохода от реализации.
По данным наших источников, сейчас под реализацию якобы идет техническая нефть, благодаря которой обеспечивается транспортировка.
- Техническая нефть – это не просто сырье в трубах, а основные фонды предприятия. Ее использование позволяет поддерживать нефтепроводы в рабочем состоянии, ведь без нее транспортировка нефти становится невозможной. Новейшие методики консервации трубопроводов свидетельствуют о том, что лучшим решением является хранение нефти внутри системы, поскольку она поддерживает целостность трубопроводов. Инертные жидкости, такие как вода, могут применяться только в отрезках труб, где отсутствует риск замерзания. Таким образом, техническая нефть – это ключевой элемент для бесперебойной работы систем транспортировки нефти.
Однако, по словам источников из близкого окружения Корецкого, «Укрнефть» якобы решила продать часть технической нефти для повышения краткосрочных финансовых показателей, что теперь чревато значительными рисками для всей системы транспортировки.
"Вероятная продажа этого стратегического ресурса создает опасность для долгосрочной стабильности нефтяной инфраструктуры, поскольку без достаточных запасов нефти в трубах их нормальная эксплуатация будет нарушена" , - отмечает собеседник издания.
Такое вероятное решение Корецкого вызывает множество вопросов, как и некоторые другие его действия в должности руководителя.
По данным источников, одним из его первых шагов в этой должности якобы стало внесение изменений в Устав компании, предусматривавших работу АО «Укртатнафта» без печати, где все документы подписывал лично Корецкий. Это, как говорится, усложнило документооборот, поскольку каждый документ нуждался в нотариальном удостоверении. После волны критики и бюрократических остановок через месяц печать вернули, но инцидент подчеркивает недостатки в организации работы на стратегически важном предприятии.
Кроме этого, во время инвентаризации в ноябре 2022 г. якобы было обнаружено, что на АО «Укртатнафта» хранилось более 140 тысяч тонн нефтепродуктов, в том числе дизельное топливо с арктическими свойствами для нужд ВСУ.
«Несмотря на дефицит горючего на рынке, Корецкий, похоже, заблокировал его отгрузку в течение ноября и декабря. Поэтому на заправках «Укрнафты» возникли проблемы с горючим, и только в конце декабря начались первые поставки дизельного горючего» , — утверждает источник из близкого окружения Корецкого.
Эти возможные действия усилили критику в адрес Корецкого, ведь в условиях войны и критической потребности в горючем для Вооруженных Сил подписание контрактов с Министерством обороны затянулось более чем на два месяца.
В то время, когда бензин, дизель и авиатопливо уже были готовы к отгрузке в начале ноября 2022 года, руководство компании в лице Корецкого, похоже, не спешило обеспечить необходимые поставки.
Вдобавок к проблемам с топливом, решения по выплатам работникам также оказались сложными. Предыдущее руководство выплатило аванс за ноябрь еще до смены управления, но после этого новый менеджмент, насколько мы знаем, не спешил с выплатой заработной платы, нарушая трудовые соглашения и вызывая напряжение среди работников.
По неофициальной информации работника компании, формирование новой организационно-штатной структуры длилось два месяца, а подписание контрактов с заместителями и выдача им доверенностей еще месяц.
«Из-за этого первый заместитель директора Святослав Дацик подал заявление на увольнение уже после первого месяца работы и фактически ушел с должности 9 сентября 2024 года. Хорошо зная стиль управления Корецкого, Дацик ясно понимал, к каким последствиям может привести подписание документов и приказов без надлежащих доверенностей и полномочий. Это создавало неопределенность для заместителей, а в условиях опасного производства, где у каждого есть своя зона ответственности, такая ситуация была неприемлемой» , — рассказывает собеседник издания.
Кроме этого, утверждается, что Корецкий якобы не смог реализовать планы по модернизации энергетических объектов после ракетных ударов, повредивших инфраструктуру.
Из-за повреждений ракетными ударами энергетических объектов вокруг НПЗ, «Укртатнафта» остановила свою работу в конце октября 2022 года и начала срочные ремонтные работы на одной из повторно поврежденных установок. Эти работы были завершены к 20 декабря 2022 года.
Вместе с тем, были заключены договоры и начато финансирование на восстановление системы электроснабжения и строительство собственной генерации мощностью первой очереди 20 МВт.
«Срок реализации проектов позволял через 3 месяца обеспечить надежное внешнее энергоснабжение, а через 12 месяцев – иметь собственную генерацию электроэнергии. Однако до настоящего времени эти проекты не реализованы» , — рассказывает источник издания.
По его словам, менеджеры Корецкого якобы до сих пор отправляются в заграничные командировки, тратя на поездки миллионы гривен, но работа так и осталась на уровне планов и выбора вариантов.
«Для сравнения, в 2022 году после нанесения ракетных ударов по Кременчугской ТЭЦ специалистами завода за 6 месяцев было реализовано четыре проекта обеспечения предприятия технологическим паром. Завод стал автономным по паре от Кременчугской ТЭЦ. Но столь быстрые темпы реализации проектов наблюдались до того, как предприятие возглавил Корецкий», — отмечает наш собеседник.
Похоже, все говорит о том, что под руководством Сергея Корецкого "Укрнафта" и "Укртатнафта" столкнулась с рядом управленческих проблем, которые подвергают сомнению эффективность его управления. И это, как нам стало известно, не осталось незамеченным и в Офисе президента. В СМИ уже сообщали, что Сергей Корецкий является одним из вероятных кандидатов на отставку в следующей волне из-за собственной неспособности возглавлять стратегически важное предприятие и масштабную коррупцию во время войны.