Становление Донецкого отделения «Поры» проходит тяжело и неоднозначно. И, хотя, в Украине «Пора» как общественная организация приобрела свою наибольшую известность в период Президентских выборов 2004 года, в Донецкой области это движение только набирает обороты.
Об этом и о некоторых нюансах прошедшей избирательной кампании
«Фразе» рассказал координатор областной ячейки общественной организации «Пора» Константин Лавров.
Что такое «Пора»? Чем сегодня занимается Ваша организация в Донецке и области?
«Пора» – это не искусственный проект, движение в этом направлении началось в 2001 году. Начало - общественный комитет «За правду». Людьми, которые учреждали «Пору», были выходцы из общественного движения «За Украину без Кучмы». То есть «Пора» имеет свою историю, свои традиции.
Сейчас мы работаем в трех основных направлениях: 1) борьба с коррупционерами во власти; 2) защита и поддержка предпринимателей – это текущая акция; 3) контроль власти, мониторинг ее деятельности.
Скажите, «Пора» как-то отличается от множества ныне действующих общественных организаций, движений, инициатив?
«Пора» отличается от новосозданных постреволюционных организаций, типа «Мы», своими корнями. То есть, когда лидер «Мы» Роман Лягин (более подробно об этом читайте в
интервью с Лягиным, опубликованном на
«Фразе») говорит, что вначале была массовка, а потом добавилась идеология - это нонсенс! У нас вначале была идеология, а не массовка как у «Мы», где вначале появились спортивные ребята и сейчас эти ребята прикрываются за громкими названиями типа «Истребим оранжевых».
Какова ситуация с региональными ячейками «Поры» в области?
Сегодня мы налаживаем контакты с другими отделениями «Поры» по области, успешно взаимодействуем с ячейками в Краматорске, Волновахе, Мариуполе. Фактически, в каждом районе есть активисты «Поры». Все представительства «Поры» имеют вид самоорганизаций. Все представители принимают активное участие в акциях «Поры». Все это подчеркивает, что «Пора» в Донецке нужна, что растет число наших активистов.
Впервые о «Поре» заговорили после событий в Мукачево (во время фальсификации выборов местного мэра). Была ли уже тогда мысль о том, что опыт «Поры» будет полезен и в Донецке?
В Донецкой области тогда не было «Поры» как организованной структуры. Были энтузиасты, которые сегодня составляют костяк организации. Люди работали в тяжелейших условиях в Донбассе во время выборов. Например, у нас есть информация, что все тот же Лягин возглавлял один из штурмовых отрядов быстрого реагирования по защите бело-голубых в Северодонецке, где проходил съезд за автономию Юго-Восточных областей. Кроме того, эти отряды были вооружены. Монтировки изготавливались прямо в здании Донецкой областной госадминистрации, в подвале. Именно эти монтировки были использованы 28 ноября 2004 года в Донецке около памятника Шевченко при разгоне «оранжевого» митинга. И таких фактов у нас есть множество.
Чем вы отличаетесь от сине-голубых структур?
Отличие «Поры» от вышеназванных организаций заключается в том, что наши члены могут свободно говорить во время акций с людьми, показывать свою идеологическую подкованность. Наши люди не покупаются за 10-20 гривен, наши люди могут демонстрировать свои идейные убеждения. Сегодня мы выступаем за декучмизацию Украины. Что такое кучмизм? Это не только чиновник, который фальсифицировал выборы. Это разбитые дороги, разрушенные помещения больниц, садиков. Это давление на бизнес. Кучмист сидит в каждом чиновнике. Мы боремся со всеми этими проявлениями!
И как в Донецкой области вы собираетесь бороться с кучмистами?
Мы находимся в постоянной оппозиции к губернатору Донецкой области Вадиму Чупруну. К сожалению, пока нам не хватает сил, чтобы добиться его отставки.
Не так давно мы провели акцию протеста против руководителя райгосадминистрации Великоновселковского района Донецкой области Валерия Ширы. Этот человек был задействован в фальсификациях выборов, в давлении на бизнес. Нам удалось добиться, чтобы этот человек не смог вернуться на прежнее место при новой власти, несмотря на то, что кадровая комиссия ОГА была за него.
Акция в Волновахе против мэра также была успешной. 300-500 человек, которые присутствовали на митинге, вызвали существенный резонанс. Против мэра Волновахи сегодня возбуждено уголовное дело. Не смотря на противодействие прокуратуры Волновахи будет 2 гражданских суда против мэра по незаконной приватизации. Сейчас готовится новая акция против него. Будем подавать жалобу в Донецкую облпрокуратуру. Если реакции не будет, мы поставим палатки под зданием областной прокуратуры.
Еще одним достижением «Поры» является акция по поддержке предпринимателей. Например, предприниматель, владелец фирмы «Мир антенн» в Донецке. Наше присутствие не дало применить милиции силу по отношению к этому предпринимателю. Женщина-предприниматель, владелец магазина, во время своей болезни практически потеряла контроль над своим предприятием из-за того, что один из учредителей «прикарманил» себе её магазин. Женщина дошла до высших инстанций, но она не могла забрать свою собственность. Беспределу содействовали органы милиции, но силовой вариант не прошел. Сегодня все решается с учетом закона, а магазин возвращен истинному владельцу.
Также хочу отметить акцию против фирмы «Альтком», руководство которой игнорировало интересы жителей, во дворе которых велась по ночам стройка. Местные жители не могли отдыхать, однако, блокируя въезд транспорта, мы добились, что в ночное время строительство не ведется.
Это те акции, которые не афишировались, но мы их проводили. У нас нет задач провести собственную раскрутку или пиар, дешевое хождение с флагами, поэтому мы не выставляем наши флаги к каким то акциям. Мы решаем проблемы людей. Решаем весело и нахально. Так как должна решать это молодежь.
Многие подозревают, что вы решаете проблемы агрессивно!
«Пора» является организацией радикальной! Но это не агрессивный радикализм. Это стойкость и убежденность, идеология и принципы, в отличие от организаций «бело-голубого» толка, которых можно назвать экстремистами. Например, в нападении во время телемоста 12 мая в Донецке на «оранжевых» «бело-голубые» не видят ничего дурного. Они считают, что это провокация и это нормально.
Недавно в обладминистрации начальником управления по делам молодежи был назначен «оранжевый» Игорь Сабадаха, член политсовета партии «Народный союз «Наш Украина». Это позитив или негатив?
С Сабадахой некоторые члены «Поры» пересекались во время выборов. Мы приветствуем такое изменение руководства. Четких проектов совместных пока у нас нет. Зная его репутацию, мы надеемся на решение многих молодежных проблем. Наконец то не будет монопольной политики в этой сфере молодежного крыла Партии регионов. Я надеюсь, что теперь будут учитываться проблемы молодежи вне зависимости от их политических взглядов и убеждений.
В управлении по делам молодежи Донецкого горсовета по-прежнему работают старые кадры, которые в свое время активно двигали идеологию регионалов в массы посредством проведения различных социальных молодежных мероприятий в городе за бюджетные и спонсорские деньги. Вы намерены что-то предпринять в этом плане?
На наш взгляд городское управление по делам молодежи и весь горсовет – закрытая структура, которая действует автономно от общественных организаций и от народа.
О деятельности горсовета мы узнаем из заявлений мэра Донецка господина Лукьянченко, в которых он постоянно упрекает центральную власть. Вместо того чтобы заняться проблемами Донецка, Лукьянченко остается ярким представителем кучмизма. Он один из тех, против кого «Пора» будет выступать в ближайшее время.
Кроме того, в зоне нашего внимания находится глава Петровского райсовета г. Донецка Людмила Корешкова. «Пора» проведет акцию против неё совместно с организацией «Сила народа» Петровского района и другими демократическими организациями. Против Корешковой будем выступать в рамках борьбы с коррупционерами. Во время выборов в Петровском районе она активно содействовала фальсификации результатов волеизъявления народа.
Как вы прокомментируете обвинения в адрес «Поры» со стороны Русской общины Украины о том, что ваша организация является техническим проектом, со стороны «Союза рожденных революцией», что ваши активисты избивали людей в городе, со стороны «Мы» - что ваши идеи не пользуются популярностью в городе и области
Мы слышали все обвинения в свой адрес. Комментировать это нет смысла. Организация «Мы», не имея никаких успешных акций, просто спекулирует именем «Поры», чтобы сделать себе саморекламу. «Мы» заявляет, что их членами являются 10-12 тысяч человек, но на их акциях присутствуют по 15 активистов и это люди далекие от какой-либо идеологии. В свою очередь, «Пора» сегодня проводит семинары для своих активистов для того, чтобы все наши активисты были подкованы в вопросах политики и идеологии «Поры». Организации типа «Союз рожденных революцией» и «Мы» – это не независимые организации, это карманные организации, принадлежащие конкретным людям.
Кому именно, ты можешь назвать этих людей?
Если нужно, мы укажем кому именно. Мы считаем, что организации «Мы» и «Союз рожденных революцией» – это страница истории, которая уже перевернута. Они пытаются догнать поезд истории, при этом двигаясь назад, в противоположную сторону.
Вы знаете, что лидер «Мы» Роман Лягин в 2002 году возглавлял молодежную организацию Донецкого обкома партии «Батькивщина»? Мы не считаем что такие лидеры авторитетны. Ведь они просто бегают из одной организации в другую. В 2003 он перешел в Союз Молодежи Регионов Украины и сейчас занялся организацией «Мы», что свидетельствует о его не принципиальности.
«Пора» намерена противостоять фальсификациям на парламентских выборах-2006? В Донецкой области наверняка будут действовать какие-то очередные схемы…
Самая главная проблема – это донецкая городская и областная власти. Если власть будет выполнять функции, которые на неё возложены, не нужно будет контролировать её. Если власть будет прозрачной и честной - не нужно будет нашим активистам контролировать выборы 2006. Сегодня, например, о прозрачной и истинно народной власти не приходится говорить. Так, при содействии мэра Донецка Лукьянченко принято антинародное решение горсовета о повышении коммунальных тарифов. Вместо того, что бы заниматься коммунальной сферой, реформировать отрасль, построить другие отношения, все ограничивается простым поднятием цен на коммунальные услуги. При этом жители Донецка не получают ни услуг, ни комфорта. Все это подается под соусом неправильных действий центральной власти.
Какова численность донецкой «Поры»?
Сегодня в активе 50 человек, а симпатиков, людей которые могут прийти и поддержать, где-то человек 100. Всегда есть такое понятие как перспектива, существует тенденция пополнения рядов. Это люди, которые приходят не ради финансовых благ или карьеры.
«Пора» зарегистрирована на местном уровне?
Донецкая областная организация «Пора» скоро будет зарегистрирована в управлении юстиции области. Нам пока не хватает просто времени. До конца месяца мы решим это.
Сейчас идет разработка Интернет-издания донецкой «Поры», задумок много, но нет денег для реализации. Мы сегодня не можем решить вопрос с офисом.
Прокомментируйте деятельность политической партии «Народный Союз «Наша Украина» в Донецкой области…
Пока НСНУ свою деятельность не смог проявить ввиду партийного строительства. Мы ждем сотрудничества с ними. Если НСНУ будет идти вразрез с предвыборными обещаниями, то партия попадет в поле нашего пристального внимания. Исключения из правил не будет.