В Украине могут ввести ограничения на банковские переводы на период военного положения для борьбы с «мискодингом». Об этом сообщил председатель комитета Верховной Рады по вопросам финансов Даниил Гетманцев в Telegram.
«Вчера на заседании комитета рассмотрели доклад НБУ относительно „мискодинга“ и теневых финансовых операций. В ходе проверки НБУ банков и небанковских финансовых учреждений были выявлены многочисленные нарушения, которые создают условия для проведения многомиллиардных объемов операций (переводов) с использованием электронных платежных средств, в том числе через терминалы самообслуживания», — написал он.
По его словам, по результатам проверок были наложены штрафы на сумму около 486,35 млн гривен, а также отозваны лицензии некоторых банков и аннулированы лицензии некоторых небанковских финучреждений.
«Как следствие, имеем сокращение финансовых операций с нарушением требований законодательства Украины, в частности с использованием „мискодинга“. К примеру, безналичные операции в легальном сегменте азартных игр выросли с 4 млрд грн (в 2022 году) до 83 млрд грн (в 2023 году), а общий оборот увеличился до 207 млрд грн (в 2023 году) против 14 млрд грн (в 2022 году)», — отметил депутат.
В сегменте безналичных платежей присутствуют отдельные схемы для осуществления запрещенных видов хозяйственной деятельности, в частности:
— незаконной организации и проведения азартных игр;
— легализации средств, полученных преступным путем;
— мошеннические схемы с использованием «фишинга»;
— использование виртуальных активов для проведения «серых»/ «теневых» финансовых операций.
Как сообщил депутат, для исправления ситуации Нацбанк предлагает внести изменения в Закон Украины «О платежных услугах», относительно усиления требований к размеру собственного капитала поставщиков платежных услуг и увеличения размеров штрафов за нарушение требований законодательства, регулирующего деятельность на платежном рынке.
Кроме этого, регулятор предлагает установить на законодательном уровне на период действия военного положения ограничения на осуществление финансовых операций с использованием реквизитов электронных платежных средств, лимитами на суммы трансакций, их количества и тому подобное. А также предельных сумм наличных переводов, осуществленных с помощью терминалов самообслуживания.
«По результатам рассмотрения вопроса предоставил поручение соответствующему подкомитету по подготовке вместе с НБУ необходимых изменений в законодательство», — добавил Гетманцев.
Первый заместитель главы НБУ Екатерина Рожкова отметила, что Национальный банк изучает вопрос об ограничении карточных переводов и лимитов перевода наличности через терминалы, что может касаться тех, кто проводит теневые операции.
«Мы сейчас прорабатываем этот вопрос и дальше уже будем советоваться с нашими коллегами из профильного комитета, как лучше нам это сделать, чтобы, с одной стороны, не ограничить нормальный бизнес, нормальных людей, а с другой — все-таки уменьшить возможности манипуляций и обхода закона», — сказала Рожкова во время конференции «финансы для бизнеса во время войны».
Следует отметить, что мискодинг — это схема манипуляций банковскими системами для сокрытия реального происхождения платежей, подмена назначения платежа в банковской эквайринговой сети.
Напомним, НБУ снял все ограничения на продажу валюты населению.