Вышло новое крупное расследование о кипрских офшорах, куда бизнесмены и политики всего мира выводят свои деньги. Его провел «Международный консорциум журналистов-расследователей».
Новая порция утечек посвящена в основном тому, как российские олигархи принялись выводить свои активы в офшоры, чтобы избежать западных санкций. Но упоминается в материалах и самый богатый украинец — Ринат Ахметов.
Сообщается, что в расследовании фигурирует шестьдесят связанных с ним компаний, большинство из них зарегистрировано на Кипре.
Как следует из документов, в июле 2021 года Ахметов намеревался купить роскошный двухэтажный пентхаус за 87,5 миллионов фунтов стерлингов (около 122 миллионов долларов) в Chelsea Barracks в Лондоне.
Недвижимость оформлялась на контролируемую Ахметовым компанию Gelion Properties Ltd., базирующуюся на Британских Виргинских островах.
Вывод о причастности украинского бизнесмена делается на основании переписки аудиторских компаний Cypcodirect и PwC, где говорится что Gelion будет использоваться для покупки пентхауса, чтобы гарантировать «конфиденциальность» Ахметова и не включение его имени в реестр государственной собственности Великобритании.
«Конфиденциальность — основная цель покупки недвижимости компанией Gelion», — поясняется в электронном письме сотрудника PwC. Официальные документы показывают, что сделка состоялась в следующем, 2022 году.
Документы также проливают свет на «участие Ахметова в угольной промышленности России после аннексии Крыма в 2014 году».
«В 2016 году энергетическая компания Ахметова ДТЭК передала право собственности на ряд угольных шахт, которые она купила в Ростовской области на юго-западе России четырьмя годами ранее, кипрской дочерней компании Fabcell Ltd. ДТЭК также передал ответственность по существенному кредиту в размере около 400 миллионов долларов США от Сбербанка, крупнейшего государственного банка России», — говорится в расследовании.
В январе 2017 года Fabcell передала под контроль Сбербанку РФ свою «золотую акцию».
У Ахметова прокомментировали данное расследование. Там заявили, что финансирование, предоставленное Сбербанком и другими кредиторами до аннексии Крыма в 2014 году, было «стандартной практикой для украинских заемщиков».
После аннексии, говорится в заявлении, «ситуация резко изменилась», и ДТЭК попытался продать ростовские угольные шахты. После того, как не удалось найти покупателя, право собственности на шахты было передано Fabcell как способ «ограничить подверженность [ДТЭК] требованиям Сбербанка как кредитора и проложить путь к выходу из инвестиций ДТЭК в Ростовские угольные шахты».
При этом Ахметов отказался комментировать тему пентхауса в Лондоне.
По материалам украинских СМИ